Размер шрифта:
Цвета сайта

Для него не стоял вопрос выбора инструмента и специальности

Учитель, наставник, педагог – одна из самых человечных профессий, она востребована всегда и везде. Едва ли кто-то смог в своей жизни обойтись без учителя. Он дает знания, формирует умения – делает нас лучше: умнее, сильнее, воспитаннее, образованнее.

Виктор Анатольевич Чепурных, преподаватель музыки по классу баяна, много лет передает свой опыт юным ученикам, обучая умению читать ноты и воплощать их в звуки.

В Фаленской школе искусств он работает недавно, с нового учебного года.

– Виктор Анатольевич, почему не математика, не история, почему музыка, почему баян?

– Для меня никогда не стоял вопрос выбора инструмента и специальности. Все происходило как-то само собою. Музыкой я начал заниматься с пятого класса. Баян выбрал неслучайно – очень хотел угодить матушке, большой любительнице народной песни, которая часто звучала в нашем доме. Раньше мама пела в хоре и сейчас поет, когда настроение хорошее.

Музыкальная школа находилась в десяти километрах от родного села, и из-за уроков я часто опаздывал на автобус. Приходилось добираться пешком – желание освоить инструмент было сильным, была тяга к обучению, за что я благодарен своим педагогам. Первый привил любовь к баяну, а второй целенаправленно готовил к поступлению – отрабатывал со мной технику игры. Так что сразу после окончания основной школы, несмотря на огромный конкурс, я успешно поступил в музыкальное училище города Абакан. Получив диплом, работал по своей основной специальности педагогом по классу баяна, директором музыкальной школы и музыкальным работником в детском саду. Последняя должность меня не очень устраивала, и я подыскивал новое место работы.

– Как попали в наши края – Абакан находится в республике Хакасия, это Красноярский край – очень далеко от нас?

– В очередной раз, работая на компьютере, обратил внимание, что на моей страничке побывала давняя знакомая, она оценила выставленные мной фотографии. Это была Лариса Анатольевна Сущенко, моя однокурсница по училищу, она – «теоретик», я – «народник». Так завязалась Интернет-переписка, из которой Лариса Анатольевна узнала о моей проблеме. На правах директора она пригласила меня в свою школу искусств, написав, что позарез нужен баянист. Так и приехал.

– Вам нравится у нас?

– Раньше я не был в этих краях, и мне казалось, что здесь увижу растения, совершенно не похожие на наши. В действительности здешний климат и флора мало чем отличаются от нашего. А вот дороги у нас куда лучше, даже в селах есть асфальт.

– Как школа, коллектив?

– Слова «позарез нужен баянист» оправдались: в школе из-за дефицита кадров отдел народных инструментов долгое время был в полном упадке. Все баяны старые, в плачевном состоянии, поэтому первым делом, я два месяца чинил их. База требует обновления, нужны новые инструменты. Хорошо, что сборники нот привез с собой, здесь я нашел лишь ноты для училищ, а занимаются малыши. На мой взгляд, местные власти культуре уделяют недостаточное внимание. Важно, чтобы чиновники чаще заглядывали, интересовались жизнью школы и её проблемами, а пока все взвалено на плечи директора и родителей. Я вижу, как бьется Лариса Анатольевна, изыскивая средства.

Педагогический коллектив меня вполне устраивает: хороший, работоспособный, хоть и женский, но не склочный, никто не ругается меж собой, как это частенько бывает в других местах.

– Что скажете о своих учениках?

– У меня занимаются 16 ребятишек: шестеро играют на баяне и десять человек изучают синтезатор. Есть хорошие, перспективные дети, из которых может выйти толк. Все зависит от их желания, упорства и родительского контроля. Очень часто мамы с папами идут на поводу у своих чад, жалеют их, не спрашивают должно, забывая, что музыка требует труда, терпения, усидчивости, дисциплины. Только так можно хорошо научиться играть – не иначе. Помощь родителей в нашем деле просто необходима!

– С какого возраста лучше всего учиться игре на баяне?

– Баян – инструмент не из легких, и по весу, и по технике игры, поэтому для ребенка важны хорошие физические данные. Неплохо начинать занятия со 2-3 класса, когда уже школьник научился писать и физически окреп.

– За годы работы вы не разочаровались в своей профессии?

– Нет. Тревожит лишь то, что культура в загоне. Это хорошо видно по состоянию музыкальных школ и Домов культуры. Многие вопросы пущены на самотек. А ведь роль культуры, в том числе и музыкальной, очень важна. Любить искусство и быть черным душой невозможно. Искусство облагораживает. Где выше культура – меньше мата, люди становятся чище, а жизнь лучше.

– Помимо баяна, вы увлекаетесь фотографией. Что любите снимать больше?

– Да, я очень люблю фотографировать, особенно нравится снимать людей и пейзажи. Этим делом занимаюсь давно, некоторые мои работы оценены краевыми грамотами.

– Ваши планы, пожелания.

– Работать. Поднять уровень народного отделения, чтобы дети заиграли. Как можно больше детей! Со временем создать ансамбль.

Пожелания такие: во-первых, поздравляю всех своих коллег с профессиональным  праздником; во-вторых, грядет 50-летний юбилей Фаленской школы искусств – в связи с круглой датой, внимание властей, спонсоров и добрых людей будет как нельзя кстати.

– Спасибо за беседу, Виктор Анатольевич. С Днем учителя! Успехов в работе, хороших учеников, и пусть музыка звучит не только на уроке, но и в вашем сердце!

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика