Размер шрифта:
Цвета сайта

Разуев Иван Маркелович

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне по Указу президента страны все российские ветераны должны быть обеспечены жильем. О том, как выполняется поставленная задача у нас в районе, рассказывает начальник отдела социальной защиты населения Ольга Павловна Катаева.

– На сегодняшний день в нашем районе все ветераны ВОВ, которые органами местного самоуправления были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.

За весь период реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на выделенные федеральные средства мера социальной поддержки в нашем районе предоставлена 126 ветеранам ВОВ, в том числе – 20 участникам ВОВ и 106 вдовам. Из 126 ветеранов войны 7 приобрели жилые помещения на основании свидетельства.

Практически все ветераны подтвердили факт приобретения жилья – 114 человек, более 76% жилых помещений приобретены ветеранами войны на вторичном рынке жилья, во вновь приобретенном жилье проживает 27 ветеранов.

По информации Министерства регионального развития Российской Федерации к 01 октября 2013 года предполагается завершение работы по обеспечению жильем ветеранов войны.

К дому у меня отношение особое

С целью увидеть и рассказать в газете о ветеране войны, который в рамках программы приобрёл жильё, я направилась к И.М. Разуеву.

Иван Маркелович показал мне свою двухкомнатную квартиру, рассказал о назначении каждой из комнат, и мы решили обосноваться на кухне, за столом. Мой собеседник сразу же расположил меня к себе своим добродушием и откровенностью. Он показался мне немного сентиментальным, нерешительным, а по отношению к своей жизни  чересчур строгим.

– У меня не особо красивая жизнь. Хорошей ее не назовешь, – в таком минорном тоне начал он свой рассказ.

«М-да…, диалог пошел не так, как планировалось. Ситуацию срочно надо исправлять», – подумала я и сказала: «А по-моему, все не так уж и плохо, Иван Маркелович. Посмотрите, как государство заботиться о Вас – пенсию повысили, денег на квартиру дали».

– За такую инициативу президента и правительства нельзя быть неблагодарным. Одно жаль, что поздно. Нет бы пораньше, когда нас было много! В улучшении жилищных условий нуждались многие ветераны, к великому сожалению, уже ушедшие от нас. И все же отрадно то, что пришло время, когда солдата-победителя благодарят не только красивыми словами признательности за вклад в Победу, что, конечно, очень приятно, но и поощряют материально. Хорошая пенсия и бытовые удобства немаловажно для пожилого человека.

– Сейчас у Вас, действительно, все условия: центральное отопление, водопровод, ванная комната, туалет. Квартира светлая, уютная. Живи да радуйся!

– Это да, хозяйственных вопросов решать не надо, живу на всем готовом. В эту благоустроенную квартиру мы въехали со своей супругой, ныне покойной.

– Акто же сейчас занимается стиркой, уборкой, готовкой? Судя по всему, без женских рук здесь не обходится - очень уж чисто и аккуратно в квартире.

– Это заслуга дочери. Она сейчас во всем мне помощница.

Я получила ответы на все интересующие меня вопросы, но хозяин этой уютной квартиры оказался увлекательным собеседником, и интересным человеком. Хотелось узнать о нем побольше, а ему, в свою очередь, было, что поведать.

-Иван Маркелович, давайте по порядку. Расскажите, откуда вы родом? – поинтересовалась я, уловив нетипичный для нашего края говорок .

– Я из Смоленской области. Родился в1924 году 2 августа, в день Илии Пророка, поэтому и окрестили  в местной церкви, назвав Ильей. Мама родила меня во время работы прямо на поле, она жала рожь. В семье у нас было четверо детей, три девочки и я старший – единственный парень.

Война началась, когда я закончил 8 классов, в июне 1941 года, а в июле Смоленск уже оказался в оккупации гитлеровцев. Отца призвали на фронт в первый же год войны, меня в 1942 в 17 лет. Попал в 231 запасной полк, где прошел четырехмесячные курсы молодого бойца. Условия там были ужасные, в марте, апреле мы все еще ходили в валенках, ботинок не было, а это юг России, где весна наступает куда раньше, чем здесь, на Вятке. Постоянно хотелось есть. В то время шли тяжелые бои под Сталинградом, потери были огромные, и к нам с передовой часто приезжали набирать пополнение. Отбирали, естественно, кто покрепче, да покрупнее, а я ростом не вышел, поэтому очередь до меня дошла не сразу. 

С запасного полка меня направили в 164 отдельную часть. Наш саперный батальон заблаговременно, где нужно, строил мосты, делал переправы через большие реки, чтобы обеспечить проход передовым частям нашей армии. Работали много, немцы, отступая, подрывали мосты специально. Так, например, фашистыуничтожили ж/д мост в Кенигсберге, куда наступала наша армия, и мы, 11000 солдат, возвели новый мост за 19 дней! А однажды, во время форсирования Днестра в 1944 году, мы ставили понтоны, один из них оторвало и все попадали в ледяную воду. Спасались, кто как мог. Я сбросил с себя сырую отяжелевшую фуфайку в воду, автомат повесил на шею, его бросать нельзя, и выплыл.

Наш батальон был постоянно на передовой. Жили не помещениях, а прямо на улице, укрываясь от холода, дождя и зноя в землянках, в лесу, в оврагах. О теплой мягкой постели только мечтали. За всю войну раза два жили под крышей.

– Наверно, поэтому сейчас Вы так цените домашнее тепло и уют? – спросила я после продолжительной паузы.

– Да, к дому у меня отношение особое. Для меня это не просто крыша над головой, а что-то большее. Я, когда вернулся на родину, не нашел своего дома, точнее все 30 деревенских домов: фашисты спалили. Мои родные жили в чудом уцелевшей баньке, а многие деревенские ютились в вырытых землянках. Даже сейчас вспоминать страшно, что творили гитлеровцы.

– Илья Маркелович, а где Вы закончили войну?

– Победу встретил в Кенигсберге, но домой вернулся не сразу. Целый месяц ничего не делали, приводили себя в порядок, отмываясь от фронтовой грязи. Ежедневно часть или две отправляли эшелонами неизвестно куда, мы были в неведении, что дальше будет. После и нас погрузили и вывезли на восток в Даурье, на границу с Китаем.В пути были ровно месяц, и, как сейчас помню, когда выгрузились, пошел сильный дождь. Это было для нас счастье неимоверное. Мне тогда 21 год уже исполнился, а я, как ребенок, плескался от счастья в лужах, обмывая грязь. Недалеко была река Маньчжурия, но она обстреливалась японцами.

9 августа 1945 г. объявили приказ Молотова о переходе границы. Наша часть через реку Аргун делала переправу, где меня тяжело ранило. До этого я уже был ранен дважды: в 43-м году пуля попала в ногу, прошла на вылет, и в 44-м ранило в ключицу. Оба раза лечился в санчасти, ранения считали не страшными и в госпиталь не отправляли. На этот раз осколками разорвало ладони, ногу, в голову тоже попал осколок 6 см, и я полгода лежал в госпитале, после отправили в отпуск домой.

Нашу часть к тому времени уже расформировали, и я через облвоенкомат г. Великие Луки был демобилизован и там же поставлен на воинский учет. Так закончилась моя служба.

– А как Вы оказались в Фаленках?

-После войны искал работу, где придется. Устроился на лесозаготовки, так и всю жизнь свою –освятил работам, связанным с лесом. Жил в разных местах нашей необъятной Родины, а здесь на Вятке прижился.  

Он еще многое мог рассказать, но пора было прощаться. Время пролетело быстро. Вот и дочь пришла, принесла продукты из магазина. Пожурила отца за невнимательность, мол, гостью даже чаем не напоил, и тут же исправила эту оплошность. 

Илья Маркелович, с Праздником Победы! Благодаря вашему подвигу и героизму мы имеем возможность сегодня учиться, трудиться, растить детей. Низкий Вам поклон! Здоровья Вам крепкого, хорошего праздничного настроения, тепла и внимания близких А дом Ваш пусть всегда будет теплым, светлым, уютным и приветным!

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика