Размер шрифта:
Цвета сайта

Как дела, бабоньки?

Ю. ФОФАНОВ, с. Белая.

В один из погожих осенних дней пришел на реку. Такая тишина на природе. Она нужна всегда, действует благотворно на человека. А тут я не случайно: на прозрачной воде плавают полтора десятка белоснежных гусей. Мои питомцы. Птицы любят раздолье и с большой радостью плавают, ныряют.

На другом берегу выгон для скота. Там ходят люди, выкликая своих «малек». Привлекла внимание шустрая старушка. Она быстро обошла овец и погнала их к выходу. По голосу узнала Валю Лащикову. Нахлынули воспоминания прошедших лет об этой семье.

Знал я Лащиковых, Мишу и Валю, очень давно. Муж работал на бычатнике. Здоровенные племенные бычки нуждались в особом уходе. Помогала ему в этом жена. На работу ездили на лошади. Горячий конь резво бежал по гравийной дороге, тряслись седоки на подпрыгивающей телеге. Такой была картина на протяжении нескольких лет.

Бывал я у Лащиковых в их маленьком домике у центральной дороги. Михаил прошел всю войну, а фотографий не было. Вот и предстояло исправить ошибку. Все в доме было совсем мизерно: небольшая прихожая, комнатка. Но все как-то вписывалось, было к месту. Как и хозяева.

Михаил заболел и труд ему был противопоказан. Он поневоле сидел дома, а жена продолжала работать в совхозе. И все так же держала корову. А это не так просто. Чтобы подкормить скотинку, бегала после работы к реке, накашивала травы, и из-под крутого берега несла домой. Была в Валентине деревенская закваска: родилась в Соловьях, в трудолюбивой семье.

Михаил тоже был простым деревенским мужиком, обладал веселым характером. Обращаться с ним было легко.

Как-то он лежал в больнице. Ночью спал плохо — постанывал, ворочался, заходился тяжелым кашлем. Так беспокойно прошла ночь. Наступило утро. Михаил тяжело встал, выпил лекарства. Лицо сохраняло отпечаток беспокойной ночи.

Какое-то время спустя ему стало лучше, черты лица разгладились. Он причесался, пальцами закрутил и пригладил густые брови, откашлялся и бодро отправился в коридор, где слышны были женские голоса. Кто-то шел на процедуры, кто-то готовился к завтраку.

И тут послышался задорный голос Михаила: «Ну что, как дела, бабоньки? Чего это вы болеть вздумали?» В коридоре оживились, как будто кто плеснул на людей живительной струйкой. Загомонили, весело переговариваясь, больные. А мне было интересно: всю ночь промучался человек, а теперь вышел в коридор и веселит других: как будто ничего с ним не было. Такое дорогого стоит.

Позднее Лащиковы переехали в большой купленный дом. Стоит он на самой горе в селе Белая, посверкивает свежей покраской. В этом доме Михаил пожил не долго. А жена его, Валентина, продолжает заниматься хозяйством, не смотря на свои преклонные годы. Держит овец, сажает много картошки, всю выкапывает. Даже соседям помогает. И в чем-то, наверное, ещё фору даст молодым. Вот такая она, неунывающая тетя Валя. Бабушкой ее, пожалуй, и не назовешь. Деловая, легкая на ногу, была она хорошей парой своему мужу.

И так каждый день. Только зайдется утро белым светом, тетя Валя уже на ногах. Дел всяких невпроворот. Вроде и отдохнуть бы уже надо, да не из таких она. Любит свой дом, хозяйство. Скучать не приходится. Летом родные из города приедут, тут уж тишина в доме забывается. Хлопочет хозяйка, порадовать гостей рада. Так и живет в большом доме на горе, сверкающем покрашенным обшивом.

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика