Размер шрифта:
Цвета сайта

К 170-летию народного образования в районе

Типы публикаций: 
Деревни, сёла, поселения района: 

Работая над материалом по истории наших деревень, часто приходилось сталкиваться с информацией о наличии в них школ. Знаю, что имеющиеся у меня документальные свидетельства подтверждают, что первые учебные заведения открыты в селениях района намного раньше, чем в написанных в книге историях школ. Противоречие это объясняется тем, что во многих школах района берут за дату рождения открытие в конце ХIХ в. церковно-приходской школы. Но в ХIХ в. школы принадлежали разным ведомствам: Церкви, Министерству государственных имуществ, ведавших государственными крестьянами, Министерству просвещения и земствам. Соответственно и назывались они по-разному: поселенские училища, земские начальные народные училища, церковно-приходские училища (школы) и школы грамоты. Встречались даже частные школы, например, школа, открытая в 1871 г. в Святице Поповой Анной Иоанновной. Впрочем, частная школа в селе - случай редкий, и ее открытию даже была посвящена статья в Вятских Губернских ведомостях от 1 декабря 1871 года.Церковно-приходские школы не являлись первыми учебными заведениями. Им предшествовали несколько этапов открытия сельских школ. В начале ХIХ в. наших деревнях почти не было крестьян, умеющих читать и писать. Крестьяне не имели возможности обучить своих детей грамоте, так как на территории Фаленского района – в то время это части Слободского и Глазовского уездов – не имелось ни одного учебного заведения. Да и не видели крестьяне какой-либо пользы от образования. Образованным сословием являлось духовенство. Дочери священников обучались своими родителями дома, сыновья же должны были продолжить дело своих отцов и их обучали в начальных уездных училищах (в Глазове, Слободском и др.) и даже в среднем учебном заведении - Вятской духовной семинарии. Известно, например, что в 1817 г. сыновья Святицкого священника Короваева учились в ближайшем к нам приходском училище при селе Ухтым (ныне в Богородском р-не), а первый местный краевед-священник Иоанн Попов окончил Высшее отделение Вятской семинарии, а затем до назначения в село Святицу, служил учителем Нолинского уездного училища. В 1863 году в Вятке открыто женское епархиальное училище. Затем такие же училища открыли в Слободском и Елабуге. Выпускницы этих средних учебных заведений специально готовились к преподаванию в школах. Но все же, архивные данные подтверждают, что до 1837 года на территории района не имелось ни одного учреждения образования. В 1837-38 гг. в селах на территории района открыты начальные учебные заведения для государственных крестьян – поселенские училища Вятской духовной консистории. Ниже приводится ведомость об их открытии за 1839 г. (Государственный Архив Кировской области ф. 205 оп. 1 д.1136) Дата открытия училища (по старому стилю) селение 3 ноября 1837 С. Верхосвятица (Ильинское) 5 января 1838 С. Святица 15 января 1838 С. Сада (в приход входили деревни нашего р-на) 1 марта 1838 С. Полынка, Березино (Николаево), Низево, Суна 17 апреля 1838 С. Верхосунье 9 сентября 1838 С. Белая Долго ли просуществовали эти училища - неизвестно. Количество учеников в них было невелико – 3-6 мальчиков. В Святице набрали 35, но в течение года 22 из них родители забрали из училища. Крестьяне не видели особой пользы в грамоте. В 1840 г. святицкий священник писал в рапорте: «Разные неучи внушили мысль крестьянам, что дети их, обучившиеся в училище, будут зачислены в кантонисты и отберутся куда-то под пороховую казну», так что, возможно, вскоре часть школ были закрыты из-за непосещаемости. В 1843 году в селах вновь открываются училища. На сей раз их открывает Министерство государственных имуществ (МГИ) в рамках реформ П.Д. Киселева. Хотя, возможно, это было не открытие новых, а смена хозяина у прежних, открытых еще в 1837-38 гг. поселенских училищ. Так или иначе, но в училищах МГИ преподавали те же самые священники. На территории Фаленского района тогда были открыты только два училища: 10 мая в Белой и 13 мая в Святице. Но и эти училища посещались слабо, количество постоянных учеников редко достигало 25 человек. Следующий этап открытия школ был связан с Великими реформами Александра II. В 1884 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах. Отныне таковые могли открываться общественными учреждения и частными лицами. Это привело к созданию начальных школ различных типов – государственных, земских, церковно-приходских и воскресных (для взрослых). Срок обучения в них обычно не превышал трех лет. В 1867 году в Вятской губернии, в соответствии с земской реформой 1864 года, создаются земства – органы местного самоуправления. В этом же 1867 году выходит распоряжение правительства о переводе всех существующих элементарных школ в ведение земств. Земские училища, как правило, были одноклассными с тремя отделениями (трехзимки – три года обучения). Все дети, независимо от года обучения, обучались в одной классной комнате одним учителем. Если количество учеников превышало 40, кроме учителя полагался еще помощник. Двухклассные школы (четырехзимки) были редкостью. Последовавшая затем, в 1874 году, военная реформа, тоже в свою очередь изменила отношение крестьян к образованию. Взамен рекрутских наборов вводится всеобщая воинская повинность. Срок действительной военной службы устанавливался в 6 лет для неграмотных. Призывники, имеющие начальное образование служили на два года меньше. Для получения этой льготы нужно было успешно сдать выпускные экзамены. В 80-е годы ХIХ века вновь активизирует свою просветительскую деятельность Вятская епархия. Во многих селах и деревнях начинают открывать церковно-приходские школы (ЦПШ). До 1884 года они назывались приходскими училищами. В эти годы в некоторых селах одновременно работали по две начальных школы – земская и церковно-приходская. В удаленных деревнях, кроме того, церковью открываются т.н. школы грамоты – 1-2-летние школы элементарного обучения. Не соответствует истине, по крайней мере, применительно к Вятской губернии, и распространенное мнение, что в годы правления Александра III сокращается количество школ. Именно в эти годы на территории нашего района открыто несколько новых школ. В 1906 правительство России провозгласило курс социально-политических реформ. Под руководством Столыпина разработан ряд крупных законопроектов, в т. ч. по введению всеобщего начального образования. С 1 сентября 1912 года в Вятской губернии стали составляться планы включения в 1914 году всех существующих начальных народных училищ в единую сеть с единым руководством и единой программой обучения. Намечалось также и открытие в деревнях новых школ, но убийство Столыпина, начавшаяся вскоре Первая мировая война и революция помешали реализации этих планов. Переход к всеобщему обязательному начальному образованию был осуществлен уже советской властью. В соответствии с решениями 16-го съезда партии и постановлением ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года, ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» . К 1934 году начальное обучение было осуществлено повсеместно. Итак, в конце XIX - начале XX века существовало хотя и явно недостаточное для всеобщего обучения, но довольно значительное количество школ. I. Церковно-приходские школы (по данным газеты «Вятские епархиальные ведомости» №36 за 1912 г.) Глазовский уезд в селах: 1. Бельское 2. Верхобелье 3. Верхосвятица (Ильинское) 4. Верхосунье 5. Полом 6. Нагорское 7. Святицкое 8. Талица 9. Царское (ныне – с. Красное) Слободской уезд в селах: 10. Березинско-Николаевское 11. Низевское 12. Полынское II. Церковные школы грамоты (упоминаются в материалах за 1891, 1894-95 гг.о состоянии народного образования ГАКО ф.616, оп. 1, д. 1206 и в др. документах) В деревнях: Бельский приход: Соловьевская, Солдыревская, Верхосадинская, Смородовская (Макуши), Скрябинская (упом в 1892-93), Засоринская; Вершининская (1892-93) Верхосвятицкий приход: Коротаевская Верхосунский приход: Заилетская, Кошарская, Гребенкинская (в 1891-93), Больше-Котляковская (Моряхи), Нелюбинская Нагорский приход: Нагорская (упоминается в 1892-95) Святицкий приход: Барминская (упомин. в 1891 и 1895-96), Баранниковская (1891-93, а с 1900 г. народное училище), Петруненская (в 1891 -93) III. Открыты земские народные начальные училища (см.Путеводитель по фондам ГАКО) Глазовский уезд: Верхо-Косинское (Поломское) – в 1909-10 г. Головковское (Быковская волость) – 1.09.1907 г. Кормишенское (Святицкая волость)– 1.09.1907 г., Петруненское (Святицкая волость) – 1.09.1907 г. Ярославское (Верхосунская волость) – 1906 г. Слободской уезд: Кононовское – 1910 г., Кретуновское (Островновская волость) – с сентябрь1905 г. Медвеженское (Сунская волость) – с сентября 1908 г. Никуленское (Министерства Народного Просвещения) (Островновская волость) – 10.10.1904 г. Мошонское (д. Мошни Островновской волости) – упомин. в 1895 г. Осиенское (Святицкая волость) – 1895 г. (в 1900 г. переведено в д. Баранники) IV.Кроме того:

  • Известно, что в селах: Низево, Николаево, Полынка, Святица и др. работали одновременно 2 школы: земская и ЦПШ, а Верхосунская ЦПШ переведена в соседнюю деревню Варламовскую.
  • В 1906 г. упоминается, что Баранниковско-Осиенское училище переведено в д. Перевозскую.
  • В 1912 г. построено здание школы в Паньшонках.
  • В 1915 г. закончено строительство здания Перевозского училища.
  • В 1914-15 учеб. году упоминается вновь открытое начальное училище в д. Синичено.
  • Между 1911-13 г. рядом с д. Муляна основано село Верхоталицкое (Верхнеталицкое). Церковь построена в 1911 г. Церковно-приходская школа была уже в 1911 г. В 1912 г. окончено строительство здания школы.
  •  

И это еще далеко не все учебные заведения, имевшиеся в конце XIX - начале XX века на территории нашего района. Но для сравнения с современностью, следует добавить, что все эти школы были начальными учебными заведениями, и их было явно недостаточно для обучения всех детей школьного возраста. Сычев В.И.

Аналитика

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

 

 

Яндекс.Метрика