Размер шрифта:
Цвета сайта

Своё семнадцатилетие встретил в казарме - Борис Александрович Ершов

Есть в нашем районе категория военнослужащих, которые не участвовали непосредственно в боевых действиях в силу своего возраста, но проходили службу в частях и подразделениях, косвенно обеспечивающих Великую Победу. Относятся такие ветераны к категории приравненных к участникам Великой Отечественной войны.

Яков Андиранович Наймушин, например, всю войну прослужил в учебной роте инструктором, готовил младший командный состав для фронта. Леонид Андреевич Яговкин – моряк-черноморец. Во время войны служил на тральщике. После освобождения Севастополя и Одессы от фашистов очищал акваторию Чёрного моря от вражеских мин. Ни того, ни другого уже нет в живых.

К этой же категории военнослужащих относится и герой нашего рассказа, в гостях у которого недавно побывали ветераны-фронтовики В.А. Мошонкин и И.М. Разуев вместе с председателем районной организации общества инвалидов А.А. Кокоулиным.

Борис Александрович Ершов родился в деревне Шурма Уржумского района в декабре 1926 года. Окончил семилетку, курсы трактористов. Успел поработать в колхозе, а в ноябре 1943 года был призван в армию. Своё семнадцатилетие он отмечал уже в казарме Дальневосточного пехотного батальона. Дослужился до ефрейтора. В январе 1945 года его как по тем временам достаточно грамотного направили в Хабаровское артиллерийское училище.

После окончания Второй Мировой войны училище расформировали, а Бориса Александровича направили дослуживать на Камчатку в миномётно-гаубичный полк. В задачу полка входила охрана аэродрома с находящимися там самолётами, в том числе и американскими «Кобрами».

Демобилизовавшись в декабре 1950 года, вернулся Ершов домой, в Шурму. Окончив курсы шофёров в Уржуме, работал в леспромхозе. Потом были три года поиска счастья в Крыму, Казахстане, других республиках Средней Азии. Но вновь вернулся в родную деревню. Работал водителем на маслозаводе, женился.

В 1974 году сестра жены А.П. Карачёва (её в Фалёнках знают как акушерку роддома) переманила семью Ершовых в Фалёнки. И снова работа водителем. Вначале в лесхозе. Начальник пожарной части района, заприметив старательного, аккуратного, а главное непьющего работника, переманил Бориса Александровича к себе, соблазнив графиком работы сутки через двои. В пожарной части и доработал он до пенсии.

У Бориса Александровича нет боевых наград, но все юбилейные, в том числе и да Победу над Японией имеются.

Сейчас Б.А. Ершов живёт в так называемом бывшем больничном доме в Фалёнках. Благодарит федеральные и местные власти за проявленную заботу и материальную помощь в улучшении жилищных условий. Доволен квартирой почти со всеми бытовыми удобствами. Рядом больница, магазин напротив. Не обделён вниманием сына, помогает социальный работник.

В биографии Бориса Александровича есть ещё одна примечательная особенность, оставшаяся, к сожалению, незамеченной в Фалёнках. Он обладает замечательным тенором. Офицерские жёны из самодеятельного хора в Елизове в шутку называли его «наш осколок Лямешева». Бессменный запевала пехотного полка, постоянный участник художественной самодеятельности и в армии, и на гражданке. Ещё во время службы в Петропавловске ему вручил лично грамоту командир корпуса генерал-лейтенант Урбанович за исполнение песни «Вася Крючкин». Кроме того, он имеет грамоты областного и городского Советов Петропавловска за участие в художественной самодеятельности совместно с гражданскими артистами. А работая какое-то время в Уржумском доме культуры массовиком, был награждён грамотой Кировского областного Совета депутатов трудящихся за активное участие в художественной самодеятельности. Но самая памятная и дорогая – это Почётная грамота отдела культуры Российской Федерации за подписью министра культуры Екатерины Фурцевой.

А дело было так. Уржумский ДК участвовал в смотре художественной самодеятельности в Москве со своей постановкой части оперы Глинки «Иван Сусанин», в которой Борис Александрович исполнял партию Собинина. За блестящее исполнение он и был награждён грамотой, а коллективу ДК был подарен баян.

Рассказывая о той поездке в Москву в 1954 году, Борис Александрович вспоминает посещение мавзолея, концерт Ансамбля песни и пляски им. Александрова, встречи с заслуженными артистами. И приглашение на прослушивание в вокальное отделение Кировского училища искусств. Получил добро на профессиональную учёбу. Но старая больная мать не позволила Борису Александровичу воспользоваться этим шансом стать артистом, о чём он до сих пор сожалеет.

Во время беседы Борис Александрович отвлекался на исполнение песен и арий, а в моей памяти всплывали посещения театров оперы и балета, трансляции концертов по радио. Жаль, что жители Фалёнок не слышали этот, всё ещё завораживающий, голос. Думаю, ещё не поздно преподавателям музыкальной школы вместе с воспитанниками побывать у него в гостях, послушать его.

Радует, что фронтовики приняли Бориса Александровича как равного. Вот только больно было видеть их недуги. Один почти ничего не слышит, другой не видит и различает собеседников только по голосам. А вот поговорить им было о чём и оказывается надо. Всем было важно высказать свои воспоминания, услышать подтверждение своих мыслей. Расходились они довольные встречей, как бы подзарядившись энергией друг от друга.

Доброго вам здоровья, фронтовики! С Днём Победы.

Послесловие. Во время встречи Борис Александрович посетовал, что сложно выйти на улицу. У крыльца наледь, которую никто не убирает. Присутствовавший при разговоре А.А. Кокоулин пообещал помочь. Через два дня, навещая Б.А. Ершова, я увидел очищенное от снега и наледи крыльцо. Оказалось, приходили учащиеся Фалёнской школы. Борис Александрович просил передать всем большое спасибо за заботу. А мне подумалось: неужели во всём восьмиквартирном подъезде дома живут только немощные старики и инвалиды, и пришлось приглашать «тимуровцев» для такого плёвого дела.

А. НЕЛЮБИН.

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика