Размер шрифта:
Цвета сайта

Низкий поклон родной школе с высоты прожитых лет!

Прошло уже более 60 лет, как я закончил Фалёнскую среднюю школу и считаю её одной из самых замечательных школ России. Нынче она празднует свой вековой юбилей. Я не только радуюсь этому прекрасному событию, но и сам отмечаю своё 80-летие, потому что родился ровно через 20 лет после появления школы.

Мне всегда было приятно, что Фалёнская школа приглашает всех выпускников на свои юбилеи, многие из них я посетил. Жаль, что некоторые выпускники не приезжали в Фалёнки на празднование, возможно не знали. Мысленно я снова сегодня со всеми выпускниками, только что закончившими школу, и теми, кто учился в ней много-много лет тому назад. Но как бы хотелось мне наяву встретиться с одноклассниками, порадоваться вместе с ними за школу!

В Фалёнскую школу я поступил учиться сразу в 8 класс после школы с.Святица. С первых дней влюбился в своих одноклассников и в педагогов. Да так, что всю жизнь вспоминаю школу с великой благодарностью. Эту любовь пронёс через всю свою долгую жизнь.

Пешком из д. Крестово, за 25 км раз в неделю ходил в школу, при любой погоде, даже при сильных морозах, порой по полному бездорожью. Я словно попал в рай после Святицкой школы, где были постоянные драки, разбитые носы и головы. На переменках я не хотел выходить из класса, так меня насильно выталкивали в коридор и заставляли драться с мальчиком из соседнего класса, неким Кореневым. Если отказывался, били меня. Все стояли и ржали, как я отмахиваюсь. Ну, не умел я драться! И не мог смириться с несправедливостью. Однажды на уроке одноклассник Юра Шаркунов пырнул ножом другого одноклассника Володю Суставова из д. Синичена. А ещё было обидно, что учительница могла дать своему ученику, в том числе и мне, обидную кличку, и все немедленно подхватывали. У многих ребят были прозвища.

Учёба в Фалёнской школе – полный контраст. Учителя были добропорядочными людьми, относились к нам уважительно, и отношения между одноклассниками тоже замечательные. Не помню случая, чтобы кто-то подрался или кого-то обозвали.

Время тогда было тяжёлоё: нищета, голод, холод, изнурительный труд в колхозе и дома. Я работал на копнителе сена, косил траву, сгребал сено, пас лошадей, таскал снопы для молотилки и т.д. В школу ходили порой полуголодными, полубосыми, в латанных-перелатанных фуфайках и штанах. Учились при керосиновых лампах, не хватало карандашей и тетрадей. Однако на уроки шли с желанием, пропускали занятия очень редко.

С огромной радостью бежал я на математику и черчение, которые вела Зоя Ивановна Белоусова, наш классный руководитель. Интересно она проводила и внеурочные мероприятия. Неизвестно закончил бы я школу, если бы не Зоя Ивановна?! Меня ведь хотели исключить за неуплату обучения, а учительница меня отстояла. Низкий ей поклон за это с высоты моих лет!

Физику вёл у нас Михаил Григорьевич Ануфриев. На кружке электротехники он показал установку различных электроприборов, виды соединений и многое другое. Знания и умения, которые дал нам учитель (Заслуженный учитель России – насколько я знаю), скоро пригодились мне в жизни. После школы пришлось поработать в Фалёнках в артели «Звезда». В качестве электрика я обслуживал без всяких экзаменов и допусков даже двигатели 3-х фазного тока.

Вообще-то в школе я не был прилежным учеником. Не любил литературу, и все сочинения писал в лучшем случае на «3». Зато обожал математику, черчение, географию, астрономию, прекрасно понимал черчение, и мои чертежи в институте попадали на выставку лучших студенческих работ. Кстати, при поступлении в ВУЗ я получил единственную «5» по физике.

В школе нам объясняли, как надо работать с книгой, как конспектировать и готовиться к экзаменам. И уже тогда я сделал вывод: если не будешь «грызть гранит науки», то ничего из тебя путного не получится. Мне тогда хотелось получить профессию «швейника», а кружка такого не было, так я находил портных и выпытывал у них премудрости швейного ремесла. В последствие, после армейской службы, с отличием окончил швейный факультет Ивановского текстильного института. Много позже и тоже с отличием, но уже заочно, по необходимости окончил еще один ВУЗ по специальности «Патентовед» (специалист по оформлению заявок на регистрацию изобретений).

Школа помогла мне сформировать технический склад ума и выработать важные человеческие качества – трудолюбие, принципиальность, чувство коллективизма, желание бескорыстно помогать другим людям. В школьной характеристике мне написали, что я крайне нетерпим к несправедливости. Этот факт заставил задуматься, сам бы я не обратил внимания, считал своё поведение нормой. Возможно, благодаря школе мне чертовски везло в жизни: падения с высоты, свист пуль, взрывы снарядов, а у меня ни одной царапины. Везло и на соседей, друзей, сослуживцев. А как повезло на прекрасную, добрую и беззаветно любившую меня всю жизнь жену Лидию. С ней мы без единой ссоры прожили более 50 лет!

А как здорово школа учила вести здоровый образ жизни! Ежедневно до начала занятий мы выполняли 15-минутную зарядку. (Делаю её и сейчас, ежедневно, более 60 лет). На физкультуре мы бегали кроссы, ходили на лыжах. Я был тогда самый маленький среди сверстников и настолько слаб, что занимал только последние места. В школе в трёх параллельных 10-ых классах слабей меня никого не было. Но упорство, выработанное в школе, позволило мне позднее выполнить II разряд по бегу, а по лыжам добраться до уровня I разряда. По подтягиванию на перекладине в своей воинской части был 2-ым. И сейчас легко подтягиваюсь не менее 15 раз, а прежде 30 раз, медленно пробегаю 5 км. У меня 13 спортивных грамот и 4 медали в соревнованиях разного уровня.

Последние 25 лет работал я в ПТУ, преподавал швейную науку и вёл секцию туризма. Десятки раз сводил учащихся в походы по местам боевой славы и историческим местам. Сам был заядлым пешим туристом, прошёл сотни километров по Северному Кавказу и республике Коми. В 1981 году за полтора месяца дошагал из Ленинграда в Молдавию, шёл по России, Белоруссии, Украине и Молдавии. Эх, если бы вы знали, сколько хороших людей я встретил! Сколько музеев и памятных мест увидел! Прошёл 40 городов и 200 деревень, сёл, посетил Пискарёвское кладбище, Хатынь, музей Великой Отечественной войны в Минске, музей Н.Островского и Н.Кузнецова и многое другое. Всё за один поход!

Я благодарен школе и за то, что вместе с родителями научила меня упорно, добросовестно трудиться, не брезговать даже самой грязной работой. За свой труд я получил уважение и звание «Ветеран труда», Отличника народного образования, преподавателя высшей категории. В ПТУ у меня обучались не менее 5тысяч будущих швейников. Одна из моих выпускниц работала главным инженером крупной фабрики, а вторая – доцентом кафедры в институте. Многие выпускники стали мастерами, начальниками цехов, а те, кто ушёл из профессии, нашли себя в других отраслях или стали предпринимателями.

За всё это превеликое спасибо родной школе! Она приложила руку, чтобы я стал самодостаточным, востребованным и счастливым человеком на всю мою долгую жизнь

Поздравляю Фалёнскую школу с 100-летним юбилеем! Желаю прекрасных учеников, которые прославили бы школу не только на всю страну, но и на весь мир!

Анатолий Алексеевич Миклин, выпускник 1957 года. Приднестровье, г. Дубоссары.

На фото М.Тарасовой: На открытии школьного музея, среди гостей, во втором в центре, Анатолий Алексеевич Миклин.

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

 

 

Яндекс.Метрика