Размер шрифта:
Цвета сайта

Анализ произведений автора

Люди, наслаждайтесь жизнью,

любите бесценно дорогую природу,

дарящую счастье.

                               А.П.Рылов.

 

 

В настоящее время А.П.Рылова нет в живых, но живут его произведения, основу которых составили собственные наблюдения автора над неброской красотой северной природы в течение многих десятилетий.

Кандидат филологических наук В.Долгушев в статье «Красота, которая всегда рядом» писал: «Мне Александр Петрович показал толстенные тома дневниковых записей за многие годы, куда он скрупулезно день за днем заносил свои мысли и наблюдения». А сам автор отмечал в автобиографии: «В свободное время обожаю бродить по деревенским окрестностям, любуясь прелестями этих мест, слушая птиц, наблюдая за погодой. Словом, все это уважаемый читатель найдет в моих лирических новеллах, рассказах охотника и записках натуралиста…  Написаны они на конкретном материале, который промерян моими шагами, осмотрен глазами, прослушан ушами, обнюхан

ноздрями, обласкан ладонями…»

Как отмечал автор статьи, главным отличием А.П.Рылова как натуралиста и писателя является умение находить красоту в повседневном, обычном и рассказать об этом толково, просто и ясно.

Тема природы, любви к ней – сквозная, пронизывающая все творчество А.Рылова и скрепляющая как некий стержень все его произведения: лирическую повесть «Полынка» (1996г.), сборник рассказов охотника «Таежные  перекрестки»  и  «Записки натуралиста» (1997г.),  «Дива дивные» (1998г.), куда вошли все предыдущие произведения, и повесть  «Малковы лывы»  (1999г.).

Характеризуя содержание произведений Рылова В.Догушев пишет: «Волшебный, чарующий мир северной природы открывается перед читателями его книг. Это мир тихих розовых рассветов, злой пурги, заносящей затерявшуюся среди необозримых лесов и полей деревеньку снегом до самых крыш, так что ползком приходится добираться потом по снежному полю до ближайшего полустанка.  Это мир доброты, когда человек трепетно и бережно относится к природе.

 Это мир, увиденный глазами или пытливого натуралиста, подмечающего мельчайшие изменения в окружающей среде в зависимости от времени года, или охотника-следопыта, который может прочитать то, что произошло в лесу несколько часов или дней назад»  (рассказ  «По следу векши»).

Свои произведения автор строит очень оригинальным способом: материал в них расположен в соответствии с временами года, что позволяет читателю быстро сориентироваться в нем.  Вместе с автором книги мы  наблюдаем, какие перемены вносит в природу каждое из времен года, имеющее свою неповторимую прелесть. Это может быть завывание ветра под окном, навевающее светлые воспоминания детства, или паутинка, летящая  над озером, или сорванные весенним ветром тонкие берестинки, обновившие березовую рощу, тополиный пух, летящий с вершин деревьев, или же зимний день, когда приятно пощипывает щеки легкий морозец.

 

 

 

«Записки  натуралиста».

 

Эта книга полностью посвящена лесу: весеннему, летнему, зимнему, осеннему – и, конечно, его обитателям.

«Лес – главное диво природы. Сколько бы ни стремились художники, писатели и поэты вложить своего дарованного таланта в изображение и описание леса, до конца раскрыть это диковинное явление еще никому не удавалось, - пишет А.П.Рылов («Днем»). -  В любое время года и суток лес настолько хорош, что человеческий глаз, слух, обоняние и сердце не насытятся им в полную меру».

Читатель может любоваться лесом с утра до вечера и в любое время года. Все изменения в природе, смена «нарядов», обитатели леса – все подмечено зорким глазом автора.

«Как чудно после белой  холодной одежды зимы увидеть на знакомых деревьях красивые зеленые платья…  Березки тоже успели сменить серые фраки на почти свадебные необыкновенной белизны платья… Принарядились осины и ольхи, заневестились липы, рябины.  Ивы – бредины снизу до верху обвешались золотыми сережками, на которых весь день гудят пчелы» – это прелесть весеннего леса.

А вот летний лес ночью:  «В небе уже зажглись яркие зеленые и фиолетовые звезды. На западной стороне нежно-золотистыми полосами полыхали зарницы. В ночном небе летал большой лунь. Далеко в лесу по-кошачьи раза два кем-то потревоженный крикнул филин…  Ночью все казалось чужим, неизвестным и загадочным».

Человек всегда ощущал себя тесно связанным с природой, ибо она определяла всю его жизнь. Он ощущал себя ее частью, но частью разумной, относящейся к ней бережно, а не расточительно или, что еще хуже, губительно.

Эта мысль отражена в миниатюре «Ночью»,  когда охотники выходят из болота на ощупь: «Все деревья и кусты слились в сплошную темную массу.  И, когда опять под ногами хлопаньем крыльев взрывались тетерева, учащенно и сильно билось настороженное сердце, приостанавливалось дыхание. Нет, не от страха, а от радости, от того, что жизнь продолжается, и ты в ней занимаешь достойное для тебя, человека, место».  Ради таких минут счастья и гармонии со всем окружающим и живет, наверное, человек на планете по имени  Земля.

Наблюдая лес в разное время суток, автор резонно замечает: «В некоторых произведениях можно встретить выражение, что лес проснулся. Но вдумайся, читатель, спит ли он когда-нибудь?  Любой натуралист ответит, что наш зеленый друг не бывает в таком состоянии, никогда не попадает в объятия Морфея. Не случается такое, чтобы там все дрыхли. Кто-нибудь, но бодрствует. Филины, совы, зайцы, лисы и многие другие обитатели тайги ведут ночную жизнь. Значит, лес тоже не спит. Только ночью он ведет себя  по-другому: становится таинственнее, молчаливее».

 

 

 

«Таежные  перекрестки».

 

 «Эта книга написана в то время, когда охотничья страсть приутихла, а годы уже не позволяют совершать в погоне за волчьей стаей изнурительные переходы. Но у меня сохранились дневники с довольно подробными записями о лесных делах. Я внимательно их перечитал, добросовестно обработал и представляю на суд читателя», – писал А.Рылов в аннотации к  сборнику рассказов охотника.

Автор увлекательно рассказывает о лесных встречах в ряде районов Кировской области, республике Коми и Коми-Пермяцком автономном округе. Он знакомит со зверовой охотой, с разными способами выслеживания боровой, водоплавающей и болотной дичи.

Вместе с охотниками мы едем по старой лесовозной дороге на вездеходе, который «то зарывался носом, то вставал на дыбы, как норовистый конь», плывем по таежной реке Порыш, проводим ночь перед открытием охоты у приветливого костра под звездным августовским небом, на широких лыжах идем по заснеженному болоту, как по ровному, прикатанному полю.

Книга заканчивается разделом «В блокнот охотнику», откуда можно узнать различные признаки хорошей погоды и ненастья и даже кулинарные рецепты блюд из дичи. Таким образом, сборник имеет не только эстетическое, но и практическое направление.

А в разделе «На привале»  можно «отдохнуть»: позабавить себя пословицами и поговорками об охоте  («Волка зубы  кормят, зайца ноги носят, лису хвост бережет»,  «Охотник пороши, что праздника, ждет»,  «Ружья и собак на подержание не дают» и так далее) и даже загадками:

-             Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

-             Петушок без глаз, а метко клюет. (Ружье)

-             Летела тетеря вечером, не теперя, упала в лебеду – и теперь не найду. (Пуля)

 

 

Повесть  «Малковы  лывы».

 

Член Союза писателей России А.П.Рылов рассказывает о  нелегкой профессии охотоведа, на пути которого стоит немало преград.

 Герой повести Виктор Иванович Синцов – светлоярский охотовед, недавно поступивший на службу. Занятие это ему очень нравилось, целыми днями пропадал он на охотничьих угодиях, на что его жена отвечала привычным ворчанием о смене работы, а однажды поставила вопрос ребром…

Синцов выбрал любимое дело, переехал в другой ветхий домишко и стал жить своей работой.

Ему приходится бороться с браконьерами, зверски относившимися к природе и ее обитателям. Чтобы показать их, Синцов и его друзья проводят целое расследование, преодолевая сопротивления чиновников.

В конце концов В.И.Синцов спасает Малковы лывы – эти затопляемые вешними водами лощины, без которых природе был бы нанесен огромный урон.

Образы героев произведения собирательные и сюжет вымышлен, но в повести обобщены те наблюдения о работе районных охотоведов, которые писатель накапливал в течение нескольких лет.

Название произведения необычно и, может быть, не всем понятно. В своем толковом словаре великий русский филолог В.И.Даль слово «лыва» относит к исконно вятскому говору. Он определил, что лыва – это мочажина, полой от дождя, весеннего разлива, а также лес по болоту.

«В разных местах мне приходилось слышать много названий мокрых мест: Кузины полои, Васькины лывы, Митькины родники и т.д.

Выбрал Малковы лывы, где и заставил действовать героев повести», – так объясняет сам автор выбор названия повести.

«Листы из дневника» дополняют книгу. Здесь читатель снова найдет полюбившиеся ему лирические миниатюры о природе, рассказы о лесных встречах, тихой охоте, наблюдения за сборщицами нектара – пчелами.

 

 

Лирическая повесть  «Полынка».

 

В районной газете «Сельский маяк» за 22 апреля 2003 года была опубликована статья под названием «Была Полынка когда-то большим красивым селом», основанная на материалах областного архива и воспоминаниях жителей.

Основано поселение было на реке с одноименным названием в 1686 году. Было в селе две церкви: каменная и деревянная. Проходили в селе большие базары и ярмарки. Приезжало сюда много купцов. Завсегдатаями были купцы из Татарии. Рассказывали, что возвращался раз с ярмарки татарин-купец, и по дороге в Фаленки, не доезжая метров двести до деревни Баташи, его убили. Земляки похоронили купца и посадили на могиле сосну, которая выросла красивой и кудрявой. Много людей спаслось на той сосне зимой от волков. В 70-е годы возили из карьера гравий, подрыли сосну, и она упала.

Отмечались в Полынке православные праздники. В Крещенье устраивали купанье в речке Полынке. Была она в то время глубокой и широкой.

В 1913 году в Фаленках была построена церковь, но службы в ней не проводились. И все верующие ходили до 1917 года в Полынский приход.

Постепенно увезли из села все строения. Школу из-за речки перевезли в поселок Первомайский, другие постройки, еще в 30-40-е годы, в Фаленки. В 1941 году решили закрыть Полынскую церковь и начали собирать подписи с населения. Некрещеные жители окрестных деревень старались окреститься до ее закрытия. В том же году церковь начали ломать и совсем разрушили в 1942 году. Так постепенно исчезло когда-то большое село.

Но именно в это село, в эту речку, в эту окружающую Полынку природу влюбился давным-давно А.П.Рылов.

Находясь под впечатлением этой красоты, он написал лирическую повесть в новеллах «Полынка», которую посвятил своей жене Юлии Петровне.

В увлекательных новеллах журналист А.П.Рылов знакомит читателей с неповторимой вятской природой. Он не  видит смысла жизни без общения с ней и безмерно любит все, что ее окружает: звездное небо, утренний туман, весенний разлив реки, грибной лес, поющих птиц, благоухающие цветы, морозный зимний день. Словом, все естество находится под его пристальным взглядом.

Своими чувствами, переполняющими душу, писатель щедро делится с читателями: «Вы не знаете майской ночи?!  Послушайте меня, я расскажу вам о ней, о колдунье нашей, когда людские сердца под ее чарами останавливаются, замирают в любовной нежности к всемогущей матушке-природе».

                                                                            («Майская ночь»).

 

«Не могу выразить чувств, нахлынувших на меня в осеннем грибном лесу. Дышится так, будто только попарился в баньке свежим березовым веником. Над головой – золотистый шатер берез, внизу желто-оливковый  ковер из опавших листьев».

                                                          («Под покровом опавших листьев»).

 

В новеллах А.П.Рылова в неразрывной связи с природой изображен человек, который здесь, вдали от цивилизации, живет в ладу с собой и окружающим миром. Это и егерь Петр Петрович, чья «рубленая теплая избушка ютится под могучими соснами на берегу  звонкоструйной речушки», и бабушка Игнатьевна,  у которой «живут две чудесный собаки-лайки», и механизатор, перепахивающий поле и спасающий утят, и внучка Аннушка,  слушающая с дедом притягательно-чарующие звуки соловьиной песни.

Вспоминает писатель свое детство и далекие довоенные годы, когда «ранним утром в луга на покос выходило все взрослое население: Влажная, мягкая трава ровным рядком ложилась под сильными взмахами косарей…  На метку стогов выходила вся деревня. Ребятишки ехали верхом на лошадях с волокушами для подвозки сена.

Люди на такую работу одевались по-праздничному. Да ведь это и был праздник длиною в две-три недели, до самой хлебной страды…»

                                                                                                  («Сенокос»).

 

Книга А.Рылова наполнена разнообразными звуками лесных обитателей и ароматом цветущих трав. «В песне скворца можно услышать отрывки из мелодий соловья, жаворонка, дрозда, кудахтанье курицы, щебетание ласточки, даже мяуканье кошки и кваканье лягушки».

                                                                                                  («Песни скворца»).

 

В сосняке справа от дороги глухарь вскоре запел. Несколько осторожных щелчков, как легкие удары гвоздя по стеклу, раздались на краю болота…  Он закончил свою песню звуками, похожими на скрежет ножа по водосточной трубе…  В кустах на краю болота закокотала глухарка».

                                                                               («Глухарь – птица древняя»).

 

«Прямо в сотне шагов за одворицей на крохотном озерке, заросшем ивой-брединой, горланят лягушки: «Бре-ке-ке, бре-ке-ке…». И когда забрезжил рассвет, в темном небе заблеял  «барашек». Это бекас-жених завораживал свою подружку, токовал…  Красивые, вибрирующие звуки доходили до самого сердца любителя природы…».

                                                                                           («Майская ночь»).

«Кругом все благоухает. Цветет луговая герань, буйно раскинула желтые пахнущие медом гроздья сурепка, дружно поднял круглые красивые головки клевер, а таволга вкусным, ни с чем не сравнимым ароматом залила все окрестности».

                                                                                           («Помост»).

Аналитика

Яндекс.Метрика