Размер шрифта:
Цвета сайта

Колонизация

Деревни, сёла, поселения района: 
Типы публикаций: 

Самые ранние письменные источники по истории Фаленского района относятся к началу ХVII в. Связаны они с приходом сюда русских поселенцев. О более древних временах можно судить только по данным археологических находок. Исследованные археологическими экспедициями в ХХ в. могильники (древние кладбища), а также упоминаемые в краеведческой литературе ХIХ в. городища (укрепленные поселения) и селища (неукрепленные поселения) свидетельствуют, что на территории Фаленского района до ХV века проживали северные удмурты. На основании сохранившихся письменных источников можно сделать вывод, что в начальный период русской колонизации, в первой половине ХVII в., на современной территории Фаленского района уже не было удмуртских селений, хотя побережье р. Чепцы по царской грамоте 1588 г. и числилось за каринскими и чепецкими удмуртами.Говоря о заселении территории Фаленского района, можно выделить поэтапно следующие очаги колонизации. Во-первых, северная часть района, где около 1607-08 гг. старцем Гурием было основано первое поселение русских – Верхочепецкая Крестовоздвиженская пустынь (первое упоминание – царская грамота «…об отдаче на оброк дикого раменья, покосов и рыбной ловли Чепецкой Крестовоздвиженской пустыни » от 25 февраля 1608 г.). Верхочепецкий монастырь стал селить крестьян на свои земли по обоим берегам р. Чепцы, включая низовья ее притоков Святицы и Сады. (Граница владений монастыря проходила на р. Святице южнее д. Мошни, а на р. Саде - южнее д. Зарубенки). Эти монастырские крестьяне в 1763 г. перешли к государству и стали называться экономическими. По переписям начала ХIХ в. абсолютное большинство крестьян, живших здесь, считались экономическими. Значит, эта территория принадлежала монастырю, и большинство населенных пунктов возникло здесь в период с 1615 по 1763 год. Известно, что по переписи 1615 г. в вотчине монастыря было только 4 населенных пункта – всего 8 дворов, в которых проживали Лысковы, Мастюгины, Поздеевы, Перминовы, Судовиковы, Лытаевы, Рякины, Зыряновы, а в 1717 г. здесь уже десятки деревень и починков. В 1769 г. монастырь сгорел и был упразднен, а его деревни вошли в приходы сел Низева, Николаева и Сады, а несколько деревень оказались в Полынском и Святицком приходах. Во-вторых, центральная и южная части района, вошедшие в XVII в. в т.н. «Филиппову слободку», которая после 1637 г. заселяется государственными (казенными) крестьянами во главе с Пахомом Кощеевым. Они получили по царской грамоте 1648 г. побережье рек Косы и Святицы (кроме ее низовья). Здесь впоследствии были основаны села Коса (1643), Святица (1651), Полынка (1686), Белая (1703), Ильинское (1760) и др. В конце XVIII в. при делении Вятской губернии на уезды и волости, бывшие земли Верхочепецкого монастыря были включены в состав Островновской волости Слободского уезда, а земли государственных крестьян – в Святицкую волость Глазовского уезда. Этим, по-видимому, и можно объяснить такую замысловатую линию административной границы между уездами. В начале ХIХ в. разница между экономическими (бывшими монастырскими) и государственными крестьянами стирается. Краеведы выделяют еще одну волну переселенцев – это семьи русских крестьян, пришедшие на территорию нашего района после поражения Кырчано-Сунского восстания (1675-76 гг.). Они основали здесь в 1694 г. село Верхосунье. И, наконец, в-третьих, в самой юго-западной части района после 1678 г. появились починки косинских удмуртов, для которых в 1908-10 гг. Вятской епархией открыто село Полом (по переписи 1678 г. единичные новоросчистные удмуртские починки в верховьях рек Косы и Ухтыма были только на современной территории Унинского и Богородского районов). После 1678 г. приходят удмурты и на правобережье реки Сады, ставшей в настоящее время административной границей с Удмуртской республикой. Процесс заселения района проходил мирно, что опять же объясняется тем, что местность эта «лежала в пусте» (пустовала), и новожилы не боялись селиться небольшими починками в 1-2 двора. Конфликты русских с удмуртами из-за спорных территорий в XVII в. выражались, в основном, в составлении челобитных грамот царю и разрешались властями. Для чего проводились размежевания спорных земель. По административной реформе 1780-96 гг., северная часть района вошла в состав Островновской, Косинской и Сунской волостей Слободского уезда. А центральная и южная части – в Святицкую (Лекомскую), Бельскую (Глабановскую), Балахнинскую, Верхосунскую и частично в Быковскую, Елганскую и Юрскую волости вновь образованного Глазовского уезда. Виктор Сычёв

Аналитика

Яндекс.Метрика