Размер шрифта:
Цвета сайта

Комментарии Сычева В.И. к рукописи О.Н. Виноградова “История возникновения сел Фаленского района” 2004 г.

Типы публикаций: 

обложкаРукописная работа известного вятского краеведа и нашего земляка Виноградова Олега Николаевича (1929-2018) содержит много ценных документальных фактов по истории района. Она написана по материалам архивных документов, часть которых приводится в текстах полностью, либо частично, в т.ч. некоторые из них, с указанием ссылок на иточники.

Рукопись хранится в Фаленской центральной библитеке. Полностью работа не публиковалась, отдельные фрагменты по истории сёл были опубликованы в книге “Откуда мы родом. Фаленский район. История, события, люди” [сост. Ф. Н. Соколова; ред.: В. А. Ситников, Н. А. Драничникова ; науч. консультанты: О. Н. Виноградов, В. И. Сычев]. - Киров : Вятка, 2007 (Киров : ОАО "Дом печати – Вятка").

Для всех интересующихся историей нашей малой родины работа О.Н. Виноградова представляет несомненный интерес. Вместе с тем, как и всякие краеведческие материалы, ее следует рассматривать с учетом новых исторических источников введенных в научный оборот.

За прошедшие после написания работы полтора десятилетия, источниковедческая база вятского краеведения значительно расширилась. Сейчас, после внедрения компьютерных технологий, краеведение переживает расцвет, обнародовано много из недоступных ранее документов. Благодаря деятельности интернет-портала “Родная Вятка” нам стали доступны переписные книги и ревизии, находившиеся в центральных архивах. Они позволяют дать более точную датировку образования населенных пунктов, узнать имена первых жителей-основателей населенных пунктов, подтвердить или опровергнуть существовавшие ранее гипотезы о происхождении этих названий и т.д.

С этих позиций я и буду давать некоторые комментарии к работе моего старшего коллеги Олега Николаевича Виноградова, чей вклад в развитие Вятского краеведения является общепризнанным.

 

***

Комментарии к фрагменту “1. Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь

 

1) К сожалению в работе отсутствует ссылка на источник из которого автор взял эту дату основания монастыря.

В конце рукописи по истории монастыря в списке источников о монастырской жизни, автор указывает, что в 1764 году – грамоты на основание Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря хранились в монастыре, а в 1764 году при установлении штатов и класса монастыря отосланы в Петербург в Коллегию экономии и там хранятся, а копии сгорели 05.06.1769 года.

Однако, в списке грамот, хранившимся в монастыре в 1702 году грамота об основании монастыря так же отсутствовала.

В одной из частей данной рукописи, автор дает такое пояснение: “Монастырь был основан в 1602 году, но поездки в Москву за жалованной грамотой на землю, за грамотой на покосы и на рыбные ловли, за благословенной грамотой на церковное строение заняли почти шесть лет, поэтому возникновение поселения как монастыря некоторые историки относят к 1608 году”.

Из моих личных бесед с автором рукописи и, учитывая то, что Олег Николаевич работал с иточниками не только в ГАКО, но и в центральных архивах, например в РГАДА, у меня сложилось мнение, что факт об основании монастыря в 1602 г. он отыскал в одном из московских архивов, но источник точно либо не записал, либо надо искать его в записях, хранящихся в личном фонде Виноградова О.Н. в ГАКО (Сычев В.И.)

2) См. комментарии в фрагменте «2. Село Николаево».

3) Здесь и далее эти цифры означают № фонда, № описи и № дела в Государственном архиве Кировской области (ГАКО), если не указано название другого архива.

 

 

Комментарии к фрагменту “2. Николаево”

1) К сожалению, в работе отсутствует ссылка на источник из которого автор взял эту дату основания села. Далее в рукописи в листе с датами основания сел указано, что село основано 14 октября 1632 года. Но по правилам церковного календаря Покровская суббота не может быть 14 октября (в день Покрова), она должна предшествовать Покрову.

Храмозданная грамота на постройку первой церкви не сохранилась. В списке грамот, хранившимся в монастыре в 1702 году она так же отсутствует. В церковной летописи сведения о дате основания села не содержались.

Данные переписей населения опровергают факт основания села в 1632 г.

Село Николаево или любое другое село в вотчине Верхочепецкого могнастыря отсутствует в переписях 1646 и 1678 гг.

В переписи 1710 года село называется как «Погост вновь а в нем церковь во имя Николая чюдотворца», из чего можно сделать предположение, что село появилось между двумя переписями 1676 и 1710 годов. Был ли до постройки церкви на месте села какой-то другой населенный пункт (деревня, починок, займище, слободка...), нам неизвестно.

Церковь Николая Чудотворца в переписях 1646 и 1678 гг. есть, но не отдельный храм, а как один из приделов в 1646 г. Ильинской церкви, а в 1678 г. - Крестовоздвиженской церкви, находившихся в самом монастыре.

В Переписной книге (часть) церковнослужителей и вотчин Верхочепецкого Воздвиженского монастыря 1702 г. упоминается некая подмонастырская слободка с Николаевской церковью.. "А у той Николаевской цркви в Заоградной Подмнстрной слоботке". Причем церковь уже была ветхая Ссылка: https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/rgada-237-1-6351/2650001

Возможно это и есть село Николаево.

 

2) Речка Алёшиха.

3) Здесь и далее эти цифры означают № фонда, № описи и № дела в Государственном архиве Кировской области (ГАКО)

 

 

Комментарии к фрагменту “3. Святица”

1) Селок Каринка сейчас в Кирово-Чепецком районе. А историческим центром Каринских татар был другой населенный пункт: село Карино Слободского района.

Хотя на стр. 6 внизу автор показывает связь между Карино и Каринкой, но в переписях с. Карино нет татар, только русские. Также пока не известно ни одного факта проживания крященов (крещеных татар) в Карино.

Село Каринка - русское село, получило название по реке Каринке.

 

2) К сожалению, в работе отсутствует ссылка на источник из которого автор взял эту дату основания села, 19 августа 1651 г.

Храмозданная грамота на постройку первой церкви не сохранилась. Но в дореволюционных источниках, в т.ч. В церковной истории прихода, указывался только год – 1651 г. - год выдачи храмозданной грамоты. Источник, в котором указывался число и месяц 1651 г. нам не известен, и в данной работе ссылки на него так же нет.

3) Опечатка. Правильно читать: “на левой стороне Чепецкого поречья”.

4) Нужно учитывать, что в 18 - 19 вв. дорожная сеть была иная. Необходимости в магистрали Фаленки – Уни не было до тех пор, пока не построили железную дорогу. Тогда и появилась необходимость в прямой дороге от Уней до ближайшей станции Фалёнки.

5) Это была не самая первая школа в селе. Первая, по известным на данное время источникам, была открыта в январе 1838 г.

6) Здесь и далее эти цифры означают № фонда, № описи и № дела в Государственном архиве Кировской области (ГАКО/ЦГАКО).

 

Комментарии к фрагменту “4. Низево”

1) К сожалению, в работе не указано, где находится эта грамота. В Сборнике храмозданных грамот она не была опубликована («Сборник Храмозданных Грамот на построение церквей в Вятской епархии». Вятка. Губернская типография. 1914 г.). Бесспорным является то, что село возникло между 1678-1702 гг. Но в переписи 1710 г. сказано: «Погост новопостроенный что по переписным книгам 1678 г. была деревня Низевская». Следовательно, дата О.Н. Виноградова - это дата преобразования деревни Низево в село (дата открытия села), а не дата основания населенного пункта Низево. Итак, до 1682 г. деревня Низево уже была, а в 1682 году деревня Низево преобразована в село. Хотя в переписях 18 века еще довольно часто, но не всегда, село Низево и деревню Низево писали раздельно.

В 1702 г. село уже точно было и церковь в нем уже довольно подробно описана, из описания видно, что уже довольно богато обустроена, не новострой. (Перепись мон. и архиер. вотчин 1702 РГАДА 237-1-6351).

2) «Сборник Храмозданных Грамот на построение церквей в Вятской епархии». Вятка. Губернская типография. 1914 г.

3) Факт о том, что половину прихожан составляли новокрещеные удмурты, подвергаю сомнению, т.к. нигде в описаниях прихода такие даные не приводятся. Низево находилось дальше от удмуртских деревень, чем с. Николаево. И в это время деревни и починки новокрещеных удмуртов уже были объединены в свои приходы: в 1741 г. с. Елово, в 1749 – с. Укан и в 1768 г. - с. Сада. Поэтому нет оснований утверждать, что в Низевском приходе было много новокрещеных удмуртов.

Бедность Низевского прихода объясняется, скорее всего, секуляризацией монастырских вотчин и пожаром в Верхочепецком монастыре в 1769 г. При отсутствии финансовой поддержки со стороны монастыря, собрать деньги на строительство каменного храма в приходе, состоящем не более чем из 500 прихожан, было весьма проблематично.

 

Комментарии к фрагменту “5. Полынка”

1) К этому времени уже были основаны более близкие, чем Филиппово, сёла: Коса (1643 г.), Святица (1651 г.).

 

 

Комментарии к фрагменту “6. Село Верхосунье

1) Очевидно, имеется ввиду все Сунское поречье.

2) Малой Суной называли село, а реку Суну, приток Косы так не называют, т.к. она на 10 км. длиннее другой р. Суны, притока Вои, на которой и находится другое село Суна.

3) К сожалению, в работе отсутствует ссылка на местонахождение этой храмозданной грамоты и других фактов постройки церкви в 1690-тые годы. В переписи 1710 г. данное село отсутствует. Впервые село упоминается в 1 ревизии 1719-21 гг. А записанные в нем в 1720 г. священники жили в 1717 г. в селе Суна. В 1720 указано, что церковь Знамения Богородицы строится. А в 1721 г. - “новозаведенная”. Эти факты указывают на спорную датировку основания села. Хотя, далее автор указывает на то, что в 1705 г. церковь была уничтожена ураганом и вновь отстроена к 1706 году, но почему же тогда села нет в переписях 1710 и 1717 гг. Следует найти указанную храмозданную грамоту.

 

 

Комментарии к фрагменту “7. Село Белая”

1) Теперь нам известны служители церкви по переписи 1710 г.: поп Симеон Афонасьев сын Короваев 26 лет, дьячек Еремей Естефеев сын Костицын 40 лет, пономарь Карп Кирилов сын Ведерников 30 лет.

2) “Польские названия” починков – это опечатки. Первый раздел Речи Посполитой был в 1775 г., поэтому мы подвергаем сомнению тот факт, что бы еще в 1750 г. в Бельском приходе могли находиться польские ссыльные.

3) Эти цифры означают № фонда, № описи и № дела в Государственном архиве Кировской области (ГАКО)

 

 

Комментарии к фрагменту “9. Село Верхобелье”

1) Автор приводит двойное название церкви. Во всех известным нам документах церковь называлась Благовещенской и была однопрестольной, поэтому второе навзание – в Честь Рождества Христова - не подтверждается.

 

 

Комментарии к фрагменту “10. Село Никольское”

1) Село находится в Ярском районе УАССР, но т.к. данный фрагмент присутствует в рукописи, мы публикуем работу полностью, включив и это село. Нужно так же учесть, что несколько деревень прихода с. Никольского позднее вошли в состав нашего района (Харитоновцы, Филимоновцы, Орловцы).

 

 

Комментарии к фрагменту “12. Фаленки”

1) Записи о происхождении слова «Фалёнки» из финно-угорского языка – не факт, а гипотеза, которая позднее не подтвердилась. Наоборот, в переписях найдено частичное подтверждение народной легенды о происхождени названия деревни от одной из форм имени Фаля – Фален – Фалей - Фалелей. Т.к. первыми жителями деревни были сыновья Фалалаея Смоленикова, т.е. дети Фали – Фалёнки. Подробнее: https://www.falenki.ru/story/falalei-smolnikov-osnovatel-falenok

2) Автор имеет ввиду, первое из обнаруженных им на тот момент описание деревни. В настоящее время самой ранней переписью д. Фалёнки является Переписная книга церковнослужителей и вотчин Верхочепецкого Воздвиженского монастыря 1702 года (РГАДА: 237-1-6351, листы 33-34.) Подробнее цитируется в комментарии от 3.08. 2017 г.: https://www.falenki.ru/story/falalei-smolnikov-osnovatel-falenok

Так же известны переписи деревни 1710, 1719-21 (1 ревизия) и другие. Подробнее: https://rodnaya-vyatka.ru/places/96402

3) Год, скорее всего 1859, а данные взяты из книги “Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг”. - там на 1859 г. записаны имено такие цифры: дворов – 19, всех жителей – 146 (79 мужчин и 67 женщин). Источник приводится по: https://rodnaya-vyatka.ru/places/96402

4) 255 лет д. Фалёнки – это, считая, от того самого раннего упоминания в 1749 г. Сейчас, зная, что д. Фаленки основана между 1678-1702 гг., мы можем утверждать, что деревне Фалёнки более 300 лет. Точная дата основания деревни не установлена.

5) Справочник административно-территориального деления Кировской области и список населённых пунктов на 1939 год. Составитель А. Хохлов. – Киров, 1990 (машинопись/библиотека им. А. И. Герцена). - именно там и сделана опечатка «Петруневский», поэтому можно смело исправлять без всяких примечаний. Мошки — тоже опечатка — верно Мошни.

 

6) Лист с датами основания сел - к нему я отношусь неоднозначно.

Нет единого подхода к факту, который признается за дату основания села. Часть дат - даты выдачи храмозданных грамот (а построили ли их по этой грамоте и в каком году построили - неизвестно). Часть дат - даты постройки или освящения церквей.

Часть дат (не годы), а именно число и месяц имеют неясный источник. Откуда они, если не сохранились документы на основание сел Святица, Низево, Николаево и др. Я их в источниках не встречал, а ссылок на документы здесь нет. Никольское - село в Удмуртии. По Верхосунью я уже не раз писал, что в начале 18 века, до 1720 г. село в переписях не встречается, дата основания в 1694 г. под сомнением.

Список неполный, в нем отсутствуют сёла Красное (Царское), Сюрны и Нижняя Талица. Нужно перечитать всю работу, по каждому селу, возможно найдутся ссылки на источники информации.

7) Автор дает довольно аргументированое объяснение почему так долго строили церковь в Фаленках, фактически с 1899 по 1905 г. никакого строительства не велось: шел процесс отчуждения земель под церковь, священники не очень с этим торопились, место не нравилось. А сам проект храма датирован 1905 годом. Т.е. строительство началось не ранее лета 1905 г.

Но дата освящения церкви в 1913 дана неоднозначно, без ссылок на документ. Хотя в описании от 24 мая 1913 г. она уже с названием “Церковь в честь Святой мученицы царицы Александры” с иконостасом - из этого, наверное, и исходит предположение, что церковь уже освящена. Но пока не закончена отделка: не обшита, не окрашена снаружи и не оштукатурена изнутри.

Вот и дальше он цитирует отчет за 1915 г.   - судя по нему, строительство продолжалось. Хотя в страховой оценке 1913 г. и написано, что здание построено в 1913 г., думаю, с началом в 1914 г. Первой мировой войны, строительство пришлось приостановить, мужчин-строителей позабирали в армию. Метрические книги сохранились с декабря 1918 г. Возможно до этого времени отдельного прихода еще не было.

Но 1913 год можно признать за дату постройки здания церкви. Когда же она начала работать и когда открыли Фалёнский приход – до сих пор под вопросом.

 

8) Здесь и далее эти цифры означают № фонда, № описи и № дела в Государственном архиве Кировской области (ГАКО)

9) Отчество жены можно проверить, просмотрев это дело в ГАКО.

10) По поводу версии об основании д. Фалёнки и некоторых других населенных пунктов беглыми каторжниками. Я разделяю иронию Олега Николавича по этому поводу. Каторги в России в те годы, когда основана д. Фалёнки, еще не существовало. Тем более, что теперь известен нам основатель деревни – Иван Фалалеев сын Смолеников, который был обычным монастырским крестьянином и основал деревню вполне законным способом с разрешения, либо по указанию настоятеля монастыря.

 

 

Далее по документам, копии которых вложены в папку.

- На копии плана здания церкви (проект от 31 мая 1905 г.) однозначно читается: “Проектировал архитектор И. Чарушин”!

В рукописи имеется фотография церкви – мы уже обсуждали на сайте и пришли к выводу, что на фото не Фалёнская, а другая неизвестная нам церковь: https://www.falenki.ru/story/original-fotografii-cerkvi-st-falenki

Аргументы:

1) Количество главок не соответствует. На фото церковь одноглавая, а в рукописи в описании церкви и в страховой оценке 1913 г. «одна большая главка и 4 малых»... 

2) Форма крыши тоже другая.

3) По архитектуре так же не наблюдается ни архитектурных особенностей характерных для стилей начала ХХ в., ни сходств с другими проектами И.А. Чарушина. Храм на фото, скорее всего, построен в 19 веке.

И еще на этом фото нет ощущения местности в заболоченной низине. Наоборот, церковь как бы на пригорке стоит.

 

Сычев В.И. 2020-21 гг.

 

 

Аналитика

Яндекс.Метрика