Размер шрифта:
Цвета сайта

Вместе больше полувека

Двухэтажный добротный дом супругов Кощеевых стоит в Юсове почти напротив клуба. Когда приехали к ним, день был солнечным и теплым, и хозяин дома копал картошку. Отставив в сторону орудие труда, направился к дому, чтобы открыть ворота.
Анатолий Дмитриевич радушно пригласил нас зайти, бросив при этом кому-то: «Бабушка, к нам гости». Через некоторое время медленно в комнату вошла пожилая симпатичная женщина и, внимательно посмотрев на А.Я. Нелюбина (с ним вместе и приехали к ветеранам), обняв его, как родного, сказала: «Неужели вы нас ещё помните?» Поддержал супругу Анатолий Дмитриевич: «Никто к нам не приезжает, ничего не рассказывает. Прочитал вот в «Сельском маяке» сводку: да как же это? Во всем районе коров столько, сколько только в нашем колхозе им. Крупской было. Только из Юсова молоко молоковозами отправляли, скот вагонами на мясокомбинат. Сто с лишним коров у колхозников было. Жили ведь, работали... Дворы, пилорама, гараж да стоянка теплая. Ничего не осталось, пустырь кругом...»
Разговор «за жизнь» то и дело перебивался вопросом: «А помните?», перескакивал с личного на колхозные дела, переплетался в одну нить, разделить которую невозможно.
А.Д. Кощеев родом из здешних мест, а вот Мария Алексеевна приехала вслед за матерью и братом из Удмуртии.
«С чего же началась трудовая жизнь?» - спросила Марию Алексеевну, и она начала вспоминать.
После войны, как и почти вся молодежь того времени, много работала. «На лесоповале не один сезон. Поставят троих девчонок под елку, вершины не видно. А ее свалить надо, да потом все сваленные деревья в одно место сложить». Шесть сезонов отработал в лесу и Анатолий Дмитриевич: «Называлось это соцгужповинность. Откажешься, ждут тебя два-три года тюрьмы. Но надо было работать, хозяйство после войны восстанавливали». Рассказывали супруги, дополняя друг друга. Видно было, что привыкли все делать вместе, даже прожитое вспоминать.
«А как познакомились? - снова спрашиваю Марию Алексеевну. - Кто кого нашел?»
«Да он меня нашел, - улыбнулась, - приехал, сосватал. А я и согласилась. Думала только не справлюсь. Здоровым он был, а я плохонькая, худенькая. Но справилась, все вместе делали. Больше полувека вместе».
В Перевозе (там жили Кощеевы) Мария Алексеевна работала вначале на свинарнике, потом коров доила, за телятами ухаживала. Анатолий Дмитриевич был бригадиром, как и после переезда в Юсово (сюда супруги Кощеевы переехали из Перевоза в 1983 году самыми последними). Лишь перед пенсией упросил, чтобы освободили его от руководящей должности. Работал на ферме – топил котлы, чтобы вода всегда была кипяченая, навоз убирал, коров пас. Ну, а Марии Алексеевне как мастеру животноводства вновь доверили почти гиблую группу маленьких телят. Упросили: «Приди, подними, у тебя получится». И всех выходила.
«Умела она ухаживать за животными. Свою группу кормила и у других прихватывала, - поясняет Анатолий Яковлевич, работавший ветврачом в колхозе им. Крупской. - Доверяли ей 12-дневных телят. Растила от 30 до 50 голов до откорма, и снова ей набирали группу малышей. К ней и за помощью другие животноводы обращались». «А помнишь как все телята заболели?» - обращается к Марии Алексеевне А.Я. Нелюбин. «Так домашним молоком отпаивали и всех выходили, - отвечает, - и отвары из трав делали. Вставать приходилось и в три часа утра. Надо ведь подоить, накормить, вычистить».
Всю жизнь держали Кощеевы большое личное подворье. Коров только по две. («И сметана, и творог свой. И поросятам молока хватало»). Сена руками накашивали, чтобы каждый листочек сохранить. Излишки молока (до двух тысяч литров за год) сдавали государству («Опять же копеечка в хозяйстве»), за что у Марии Алексеевны не одна почетная грамота хранится.
Воспитали супруги троих детей, разлетелись которые по городам. «А вот внук нас, стариков, не бросает. Живет здесь, в Юсове со своей семьей, - рассказывает Анатолий Дмитриевич. - С четырехмесячного возраста выводились. Идет жена на ферму и его с собой. Посадит в плетюху, он, как галчонок, оттуда выглядывает».
Награды за труд у супругов хранятся в одной коробке: медали «Ветеран труда», юбилейные, значки «Победитель соцсоревнования», «Лучший по профессии». Оба награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Среди удостоверений – удостоверение к медали «За отвагу» на имя Д.А. Кощеева. Поинтересовалась, чья она. «Отца, - ответил Анатолий Дмитриевич, - погиб он под Ленинградом в 1943 году. А удостоверение мне вручили через сорок лет».
Пока разговаривали Мария Алексеевна все время поглядывала на мужа. И уже на прощание сказала: «Муж у меня хороший, и рассказать об этом некому. Он и полы помоет, и баню истопит, стирает и еду готовит, хлеб сам печет». А тот лишь отшучивался, заботливо помогал жене передвигаться (каждый шаг ей, после тяжелой болезни дается с трудом).
Работа в животноводстве, как и любая на селе, - труд адский. Но вспоминались трудности с теплотой. На прощание супруги долго благодарили, что приехали к ним, выслушали. А мне подумалось: вот и ответ на вопрос «Как чествовать ветеранов?» Да просто прийти и поговорить. Многие, не выходящие за пределы стен дома, рады вот такому простому общению, без подарков и каких-то иных почестей.
Наталья ДРАНИЧНИКОВА.
фото автора

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика