Эх, ты, долюшка женская
В День пожилых людей зашли мы с ребятами поздравить супругов Морозовых с праздником, а попали на юбилей: хозяйке дома Надежде Гавриловне исполнилось 80 лет. В кругу близких сидела она нарядная, радостная, в короне, с лентой через плечо с надписью «Лучшая бабушка», с шуточными медалями на груди. Так поздравляли её дети и внуки, желали жить до ста лет, не болеть. Да и есть за что любить и уважать эту женщину. Непростая жизнь у неё была, нелёгкая доля досталась. А огонёк в глазах горит и в восемьдесят, душа не постарела и ничего не забыла.
Детство военное… Как и для всех детей той поры, оно было трудным, голодным. Ведь у мамы было их шестеро, чем же кормить такую ораву? Ходили по насту в поля искать груды сорняков из-под веялок, чтобы с лебедой или клеверной пыжиной лепёшки замесить, весной собирали картошку на колхозном поле, которая оставалась случайно не замеченной при копке и перемерзала. Эти высохшие на солнце корочки тёрли и получались сладенькие лепёшечки, которые казались такими вкусными! Летом выручала трава, ягоды, грибы. Жили надеждой, что война кончится, отец вернётся. Он и вернулся, но через месяц ушёл к другой женщине. Надо было выживать самим. Дети работали, и маленькая Надя, конечно, тоже. Сначала на волокушах сено возила, потом назначили класть возы на телегу. Постарше стала – посылали косить в кочках, по 52 сотки выкашивала! Рожь жали лобогрейкой, а девочки снопы вязали, в «бабки» ставили, загребали вокруг. По тысяче снопов в день выходило, по десять в «бабку». А вот яровых – по семь. На конных граблях много работала. Осенью зерно возили в Фалёнки одни девушки. Кули по 60-70 кг, их надо нагрузить, а там – по сходням вверх нести. Такая надсада для молодого организма, откуда теперь здоровье возьмётся?! Посылали и телят кормить. Воду возила бочкой с реки, топила котёл, кашу им заваривала. Так же и к тракторам приходилось доставлять воду: ёмкости ставили на оба конца поля и заполняли их день и ночь, ведь пахали круглосуточно. Вскоре и сама она села за плуг и сезон плугарила с Шуклиным Иваном Григорьевичем. Иногда он ей доверял и рычаги трактора.
Однажды в их деревню Вершины пригнали из Вогульцев три группы коров, и стали они с подругами доярками. Кормили и доили вручную, сами косили на подкормку овёс и возили на ферму, пасли по очереди с четырёх утра до девяти вечера. Когда исполнилось ей восемнадцать лет, послали на лесозаготовки за Омутную в п.Шихровку, а на вторую зиму – за Киров. Жили на квартирах, обрубали и сжигали сучья, кряжевали – и всё это по пояс в снегу. Там она смогла купить себе на платья ткани, а деревенская швея принарядила девушку.
Вышла замуж Надя на двадцать втором году в деревню Малые Шешуки, а через два года в Вогульцах дом поставили, жили вместе с родителями мужа Леонида. Работала дояркой. Доить нужно было вручную. Иногда с ней ходила на ферму свекровь, да и муж тугих коров помогал выдоить. Родилась дочка, а потом и сын. Его она родила почти что под коровой: утром подоила и, почувствовав неладное, пошла пешком в Талицу, а в больнице посмотрели и отправили домой. Обратный путь дался с трудом, а из дома уж на машине повезли, да доехать не успели, родился богатырь Саша. Через две недели снова вышла на работу, оставляя малыша на бабушку. Прожила с Леонидом восемнадцать лет. Работал он в мастерской, оклад небольшой получал, но не бедствовали, держали корову. Рано оставил он её вдовой, скоропостижно скончался. Трудно пришлось ей той зимой: для коровы корма не было, приходилось в поле собирать западалый овёс из валков, отогревать его дома, и нести до хлева.
В скорости и брата Ивана пришлось похоронить, с ним случился несчастный случай на работе. Всё перенесла… Дочка уехала учиться, сын в армию ушёл. И не думалось ей, что жизнь повернётся другой стороной: позвал замуж вдовый мужчина с детьми. Она согласилась. Была Шешукова, стала Морозова. Вот уже тридцать семь лет живёт в Белой с Анатолием Васильевичем. Все здесь стало родным. До выхода на пенсию работала телятницей. Выросли дети, разлетелись. В небольшом доме коротают долгие зимы вдвоём, ждут звонков и нечастых приездов детей и внуков. Да и правнуками уже богаты – их десять! И не зря ей вручили ленту как лучшей бабушке: добрая, заботливая, работящая, не сидящая на месте, весёлая… Сколько эпитетов можно подобрать, да ими не передашь всю любовь к бабушке!
Мы, односельчане, тоже очень уважаем Надежду Гавриловну. Живите же долго на радость всем, будьте здоровы и счастливы!
И.Лыскова, с. Белая
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии