Размер шрифта:
Цвета сайта

Пугачёвский клад

В свое время сенсационный успех имела книга вятского архитектора и исследователя Анатолия Фокина «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды», вышедшая в 2000 г. Из нее многие узнали о крупном кладе, якобы зарытом вблизи бывшей деревни Макаровщина.

Действительно, о факте обнаружения на территории Фаленского района кладового камня времен пугачевского восстания известно давно.

Об этом событии писалось еще в газете «Вятские Губернские ведомости» 30.09. 1879 года. Известный земский деятель, химик-самоучка и изобретатель, выходец из крестьян Котельничского уезда Захар Степанович Бобров (см. о нем в 6-ом томе Энциклопедии Земли Вятской), представил губернатору опочный камень четырехугольной формы, размерами 4 х 2 х 1 вершка (17,8 х 8,9 х 4,45 см.). Все грани камня покрывала хорошо сохранившаяся надпись следующего содержания: « Сей камень заветный кладеная сия поклажь сибирским Пугачевыми воинами 28 человеками да сей поклажи златого казною червонною монетою 56 тысяч каждой червонного щитая по пяти рублей, а поклажи серебром 44 тысячи монетами каждой монету щитая по рублю да это сей камень щестливой раб найдет, тот казну нашу возьмет, да это нашь заветь исправить тот и казну нашу разделити нашу казну возмите и по себе делите. Друг друга необите есаул Макаров атаманом Сухопаровым нами завещено тако по вместо нашей казны положите по завету нашему 30 аршин тонкова холста да каждого полуаршин по три монеты да черного петуха над сим холстом и деньгами станут стоять сторожа строчные годе понайдению нашей поклажи в ту яму положите исправной и завет а по наиден то сего камня ищите отговорщика и отговорщик знает управляться с нашим со сторожами. Слушаться отговорщика. Кладена поклажа 1774 году мая 4 числа».
Камень, после ознакомления с ним губернатора, был передан в Вятский публичный музей и помещен в экспозиции. Там он находится и сейчас. Недавно я побывал во вновь открытом после реставрации краеведческом музее, и мне удалось даже сфотографировать этот экспонат, поэтому могу приложить к своей статье и фотографию.
Первоначальное местонахождение камня, несмотря на предпринятые меры, Боброву выяснить так и не удалось. Однако он узнал о множестве народных преданий о живших здесь разбойниках и зарытых ими кладах.
Так история с кладовым камнем начинает обрастать невероятными преданиями и легендами.
К сожалению, книга А. Фокина ни на каплю не приблизила нас к разгадке тайны, а еще более запутала ее. Автор допустил ряд ошибок.
Во-первых, А. Фокин ошибся в определении расстояния между местом нахождения камня и деревней Макаровщина. Захар Бобров нашел камень на территории прихода села Верхосвятицкого. Села с таким названием на современной карте нет. Но мы-то знаем, что Верхосвятицким называлось раньше село Ильинское. На самом деле расстояние между местом нахождения камня и д. Макаровщина более 50 километров.
Далее А. Фокин пишет, что село Верхосвятицкое и д. Макаровщина находятся на одной и той же дороге, но мы-то опять же знаем, что это не так.
Во-вторых, А. Фокин приводит в своей книге пересказанную ему народную легенду, якобы записанную Н. П. Шулеповым, о том, что клад привез и закопал у деревни Макаровщина уроженец этих мест пугачевский есаул Макаров. И этот есаул якобы и основал деревню Макаровщина. Ничего не могу сказать про есаула Макарова, существовал ли такой на самом деле и был ли он уроженцем этих мест – не знаю. Но чин есаула в пугачевской армии был очень высоким. Что же здесь делал пугачевский есаул 4 мая 1774 года, если основные силы восставших во главе с Пугачевым 5 мая штурмовали крепость Магнитную (ныне г. Магнитогорск)?
Для объективности следует отметить, что разрозненные отряды восставших действовали по всему Уралу и Поволжью. Главарь любой небольшой шайки грабителей мог назвать себя пугачевским есаулом.
Известно, что 15 января 1775 года Пугачев и 50 его главных приспешников (в т. ч. Перфильев, Шигаев, Подуров, Торнов и др.) были казнены в Москве. Чика Зарубин отправлен для казни в Уфу, Соколов-Хлопуша казнен в Оренбурге, а Салават Юлаев был схвачен позднее и приговорен к вечной каторге. Допустим, что есаул Макаров ушел от возмездия, но мог ли он открыто поселиться в центральной губернии России, где функционировала полиция, проводились регулярные ревизии (переписи населения), священниками составлялись ежегодные исповедальные списки всех жителей, контролируемые полицией? И не просто поселиться, но и основать селение и дать ему свое имя, имя, признанное властью и закрепленное впоследствии за этим населенным пунктом. И это на фоне того, что Екатерина II приказала переименовать все, что хотя бы как-то напоминало о восстании и даже реку Яик и яицких казаков переименовали в Урал и уральских казаков.
На мой взгляд, легенда об основании деревни Макаровщина тем самым есаулом Макаровым не выдерживает серьезной критики. В конце 18 века наш край не являлся окраиной государства и ни один из главарей бандитов (по существующему тогда законодательству участников восстания и антиправительственных вооруженных формирований именовали ворами) не мог безнаказанно здесь поселиться.
Так что версия о том, что клад зарыт где-то в болоте, близ деревни Макаровщина маловероятна.

Где же искать клад?

Клад можно бы было отыскать, зная точное местонахождения кладового камня.
Итак, где же все-таки нашли камень? Первоначальное местонахождение камня, как я уже указал выше, Захару Боброву выяснить так и не удалось.
Могу привести факты из той же статьи в газете Вятские Губернские ведомости. «Кладовой памятник… первоначально был найден назад тому лет 20 женщиной дер. Политенки, близ села Верхосвятицкого и передан был его бывшему того села священнику… Жещина, первоначально нашедшая камень, вскоре после того ушла на богомолье в Саровскую пустынь и там умерла, оставив неизвестным место нахождения памятника… Сын священника, не зная места, где найден памятник, распорядился выбросить его на двор, как не нужную вещь, откуда детьми он переброшен был в одворицу диакона. От диакона памятник перешел к крестьянину, от которого Бобров и получил его естественно без всяких указаний о первоначальном месте нахождения его, которое, таким образом, остается неизвестным».
Вот собственно и все. Неоспоримыми фактами можно признать лишь наличие самого кладового камня (см. фото) и то, что найден он где-то недалеко от деревни Политёнки. Хотя, наверное, и старожилы уже не помнят, где была такая деревня. Могу привести справочные сведения. Деревня Политёнки, другое название – Махневская – находилась на межуездном тракте Нолинск – Глазов между деревнями Вогульцы и Сюрны. В 1873 г. в ней было 8 дворов, а в 1891 г. остолось только 2 двора (крестьяне Балезин и Оверин), а 1926 г. деревни уже не существовало.
Так что, клад, если таковой еще не был ни кем найден, может находиться где-то там неподалеку от места нахождения камня или вообще может находиться очень далеко от этих мест, если предположить, что камень был выброшен за ненадобностью кем-то из проезжавших через эту деревню. Ведь как я уже сказал, деревня находилась на тракте, по которому могли проезжать люди, ехавшие даже из Казанской губернии на Северный Урал.
А вообще-то предания о пугачевских кладах очень распространены и в Поволжье и на Урале на р. Чусовой. Клад Пугачева на реке Чусовой искали многие в XVIII, XIX и XX веках. С 1972 по 1983 годы несколько экспедиций организовал доктор геолого-минералогических наук профессор Анатолий Малахов из Свердловска. На попавшей в его руки малахитовой старинной шкатулке профессор обнаружил слово «Клад» и карту, якобы указывающую на камень Четыре Брата на Чусовой. Хотя сам Пугачев на р. Чусовой никогда не был, но кладоискателей не переубедишь. Что же касается Удмуртии, входившей когда-то в состав Вятской губернии, то факты, подтверждающие пребывание здесь Пугачева и пугачевцев известны. Войсками Пугачева были взяты Ижевск, Воткинск, Сарапул, Агрыз, а также Елабуга и другие города и села Удмуртии и Татарстана, входившие в то время в Вятскую губернию.
В Удмуртии, недалеко от станции Кез находится с. Юски, одно из древних сел этого края. В 1760-х годах здесь был уже открыт православный приход. В 1774 г. (28 июня) в новокрещеное село Юски приехал Пугачев с 8 казаками и новокрещеными удмуртами. Здесь были повешены священник Семен Яковлев, его жена, отец (бывший священник села Тихонова) и сын, состоявший в Юсках пономарем; церковь и дома духовенства были разграблены. В 1774 г. (29 января) в другое удмуртское село Дебесы проникла одна из пугачевских «шаек», человек в 600; двое из казаков вошли в церковь уже при литургии и приказали поминать Петра III, креститься двуперстным сложением и по раскольничьи всякие требы чинить.
Так что фактов пребывания Пугачева и пугачевцев на территории Вятской губернии достаточно. Причем оказались они здесь, на правобережье Волги, уже после тяжелых поражений и преследуемые правительственными войсками. Сам Пугачев был ранен в руку еще 5 мая под крепостью Магнитной. 15 июля Пугачевцы были разбиты под Казанью. В августе был отозван из дунайской армии А.В. Суворов, он был направлен командовать правительственными войсками в Поволжье. Но уже до его приезда 25 августа состоялось последнее крупное сражение войск под командованием Пугачёва с царскими войсками. Пугачев потерпел поражение, а в сентябре был схвачен и в январе 1775 г. казнен. Отдельные отряды восставших оказывали сопротивление даже после казни руководителей до лета 1775 г.
Пугачевское восстание известно не только своим размахом, но и жестокостью. Крестьяне жгли барские усадьбы, жестоко расправлялись над дворянами. Естественно при этом усадьбы были разграблены, награбленное имущество исчезло. Поэтому и живут до сих пор легенды о зарытых где-то кладах с пугачевской казной.
Для людей, интересующихся судьбой клада, добавлю: все написанное выше всего лишь мое личное мнение, а не истина в последней инстанции.
А кладоискателям желаю успеха!
В. Сычёв

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Просмотрел записи по д. Макаровщина. Макаровы там не жили. В 1891 г. жители: Архиповы-7 дворов, Мильчаковы-9 дворов, Козаковы, Потаповы.
В 1788 г. в д. На верховине речки Яровки только 2 двора: 1) Макар Осипов сын Архипов 50 лет 2) Василий Семенов Милчаков 44 лет и брат его Януарий 25 лет.
Выходит основал Макаровщину восе не есаул Макаров, а Макар Архипов.

Автор ошибается. Село Юс(ь)ки находится в диаметрально противоположной стороне от Кеза. Расстояние составляет ок. 200 км. Пугачев из Осы последовал сначала на Воткинский а затем Ижевский заводы, и ушел на юг в сторону Елабуги. Таким образом подтверждений что Пугачев был на севере Удмуртии нет.

Уважаемый Удмурт, факт пребывания и расправы над священниками в Юськах упоминается часто. Он упоминается и в дореволюционных изданиях (Россия. Полное географическое описание нашего отечества... том 5. под. ред. Семенова-Тяньшанского) и на сайте Ижевской епархии. А первоисточник - читайте в книге "Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Удмуртии" Александров А.А. и др. Ижевск, 1974 - документ №155.
 

Предлагаю сравнить надписи.

"В фондах Тобольского музея находится интересный предмет – это каменный крест, весь испещренный едва разборчивыми надписями.

В марте 1889 года в Тобольске в архиве полицейского управления, среди вещественных доказательств, в разное время изъятых по разным уголовным делам, был обнаружен каменный крест с вырезанным на нем кладовой записью на «клад пугачевского атамана». На восьмиконечном кресте длиной около 6 вершков (25,6 сантиметра) была вырезана с обеих сторон длинная надпись:

«Сей крест заветный кладенная сия поклажа сибирским пугачевским воинами двадцати пяти человекам, есаулом Змеюлановым свидетельствована казна и положена в сундук счетом, инпериалами сто тысяч, пулуинпериалами пятьдесят тысяч, монетами тоже пятьдесят тысяч, да кто сей крест заветный счастливым рабом найдет тот и казну нашу возмет – нашу казну возмите и посибе делите друг друга не обитте – но вместо нашей казны по завету нашему положите в ту яму двух младенцев, то во избавлении их положите на каждую голову по двести монетов, но не звонкой, а бумажной царской для вечной потехи стражам нашим, а без исправного завета и к казне к нашей не приступайте, ибо наши стражи страшны и люты, чего делают рабам противно их не видно, а за свое будут стоять крепко; по вынятии сего заветного креста и завета готового ищите отговорщика, а отговорщик должен знать как показано на семи главах сего креста, как сделать завет, потом завещания и как зделании завету к вынятии поклажи приступать с шестую полночь, а когда казну нашу вымите, то сей крест… и засыпьте свой завет слушатся отговорщика как сказано выполните и казну нашу получите. Аминь».

<...>

Загадочный кладочный крест в 1894-1895 годах был передан священником Малиновским хранителю Тобольского музея Н.А. Лыткину. Священник указал, что крестьяне даже пробовали копать землю на месте находки креста, а потом, войдя в раж, перерыли всю округу.

Выяснилось, что в свое время, много лет назад, этот крест был найден крестьянами одной из деревень Абалакской волости на меже, отделявшей их земли от другой деревни. Соседние мужики тоже предъявили свое право на крест с кладовой записью, в результате на меже началась жестокая драка – стенка на стенку, в ход пошли колья. Полиция прекратила побоище, завела дело, а крест конфисковала как «вещественное доказательство».

Скопировано: http://www.safe-rgs.ru/1452-kamennyy-kladnyy-krest-pugacheva.html

Ссылка на источник: материалы статьи: Е.А. Панишев «Клады земли Тобольской», «Лукич», № 4, с. 37-66, 2002 г.

 

 

 

Яндекс цитирования

 

 

Яндекс.Метрика