Размер шрифта:
Цвета сайта

Я благодарю судьбу, что он есть у меня - Леонид Сергеевич Шиляев

Валентина села на диван рядом с мужем. Лёня нежно обнял жену, коснулся своей щекой ее волос и тихо прошептал:

– Успокойся, все будет хорошо. И, словно прочитав вопрос в ее заплаканных глазах: почему именно ты? – крепко прижал Валю к себе, с улыбкой добавив: – плохие там не нужны, а я у тебя здоровый, сильный.

– Наш папка самый сильный! Самый лучший! – наперебой застрекотали маленькие дочки Аня с Танюшкой, запрыгнув на диван, стали обнимать отца, которого очень любили за его добродушный нрав. Он же обожал своих дочурок, часто баловал их подарками, как, впрочем, и супругу.

– Надо, значит надо! – сказала, как отрезала, всегда спокойная и выдержанная Анна Александровна, мама Лёни, и строго посмотрела на сноху. Солдатка, потерявшая мужа на войне, одна поднявшая на ноги шестерых детишек, она была не сторонница сантиментов.

В комнате повисла тишина. Произнесенная фраза словно подытожила все эти последние дни, полные тревоги и сомнений. Стрелки часов показывали, что уже давно пора спать, а завтра....

Раннее утро 10 ноября 1989 год. Лёня заглянул в комнату девочек, боясь разбудить спящих детей, осторожно на цыпочках подошел к кровати, поправил сползшее одеяло. От переполнявшего отцовского чувства нежности и любви к этим милым, так сладко сопящим во сне созданиям, его губы растянулись в улыбке. Еще недолго постояв рядышком, так и не решившись их поцеловать, вышел. Попрощался с мамой и, закинув за спину небольшой старенький рюкзачок с продуктами, отправился вместе с Валентиной к машине, которая доставит его до поезда. Жена всю дорогу, пока шли до машины, не переставляя слов, как заученную мантру, повторяла и повторяла: «За нас не волнуйся. Пиши чаще. Как приедешь до места, сразу сообщи свой точный адрес. Будем ждать письма».

Колеса поезда, мчавшегося на юг, в Украину, казалось, отстукивали: «ЧЕРНО-БЫЛЬ, ЧЕРНО-БЫЛЬ ...».

Масштабы катастрофы были таковы, что потребовались долговременные усилия огромного числа людей, чтобы ликвидировать опасные последствия атомного взрыва. Для них Чернобыль никогда не станет историей, это часть их жизни.

Наш герой, Леонид Сергеевич Шиляев, тогда тридцатилетний житель села Низево, а с ним пятеро мужчин из Фаленского района, повесткой были вызваны в военкомат и поставлены перед фактом: командировка в Чернобыль на шесть месяцев. Все шестеро хорошо понимали серьезность ситуации, знали о возможных последствиях для здоровья, как и то, что приказы не обсуждаются. Жён, которых тоже пригласили вместе с ними, уверили, что со стороны государства семьи получат определенные социальные льготы и помощь.

Прибыв на место несения службы, Леонид с земляками были распределены по разным ротам, выполнявшим определенные работы. Хорошо разбирающегося в машинах и много лет проработавшего в колхозе шофером, его отправили в девятую роту, обслуживающую грузовые автомобили, вывозившие мусор от реактора в отвалы и доставлявшие бетон. Леонид следил за исправностью техники, а в случае поломки транспорта, занимался ремонтом. Расслабляться было некогда, дисциплина – строгая, военная. Кормили хорошо, в часы отдыха Лёня писал письма родным, рассказывая, как необычно видеть пустой, нежилой город, стриженные газоны, ухоженные дома, сады с яблонями, ветки которых гнулись под тяжестью красных сочных плодов. Кто мог подумать, что мирный атом унесет жизни людей, разрушит их планы, а шумный красивый город вмиг превратится в зону отчуждения. Он живо себе представлял, как Валентина громко вслух читает его послания девочкам и маме, поэтому передавал низкий поклон каждой, зная, как им это понравится. Но больше любил получать письма из дома. Полные любви, они грели его душу.

Валентина регулярно отвечала, старалась поддержать супруга нежными словами, хорошими новостями. О трудностях, с которыми пришлось столкнуться, умалчивала. Она даже не подозревала, как ей трудно будет без Лёни. На плечи женщины легла вся работа по дому, свекровь была уже в возрасте и больше помогала советами. Хозяйство немалое: корова, поросята, овцы, куры, как назло, дрова к зиме муж не успел заготовить – во всё самой пришлось вникать, что да как. Каждый вечер, закончив дела по дому, проверив домашнее задание дочек и уложив их спать, садилась за стол писать планы к своим урокам. В школе Валентина Геннадьевна преподавала историю и параллельно заочно училась в институте, на носу была сессия. Весь день до позднего вечера крутилась, как белка в колесе, присесть было некогда и только, оставшись одна, то ли от слабости, то ли от жалости к себе тихонько плакала в подушку. Наступал новый день – и все повторялось. Анютка с Танюшкой сильно скучали по отцу и часто спрашивали, когда папа приедет домой.

Прошло три месяца, работы на АЗС подходили к концу, а так как командировка была шестимесячная, Леонида перебросили в Армянский город Кировокан, на восстановительные работы после сильного землетрясения в1988 г., где он работал водителем. Написав письмо домой с новым адресом, ждал ответа. А ответа всё не было и не было. Письмо за письмом отправлял не на шутку заволновавшийся мужчина с убедительной просьбой написать, что случилось. В голову лезли дурные мысли. Однажды, когда в очередной раз накатило сомнение, чуть не попал в аварию.

Валя в свою очередь недоумевала, читая его взволнованные письма:

– Как это не пишу? Чуть ли не каждый день отсылаю, а ему все мало! Неужели так соскучился? Ей и в голову не пришла мысль внимательно посмотреть адрес, на который она писала. Муж ее находился в Кировокане, а она, каждый раз заполняя адрес по памяти, отправляла письма в Ленинокан. Вот такая ирония судьбы! Невнимательность Валентины «пощекотала» нервы мужчины.

Из командировки Леонид вернулся неожиданно, первым автобусом в пять часов утра. Все еще спали. Валентина, вышедшая на стук, увидев родное лицо, от счастья заплакала.

Сразу после возвращения никаких признаков воздействия радиации не проявлялось, и лишь через год сильно заболела спина, позднее Леониду сделали операцию. Из-за проблемы позвоночника чувствительность ног была нарушена, случайный прокол ноги ржавым гвоздем привел к новой операции. Рана не заживала, причиной всему стал сниженный иммунитет организма. Молодой мужчина, полный надежд и планов, стал инвалидом. Кто-то, может быть, и опустил бы руки. Кто-то, но не он! Леонид никогда не искал легких путей и не привык отступать, тем более перед болезнью. По словам Леонида, его характер закалила и воспитала армия – это был самый весомый, значимый этап в его жизни. Армия приучила к порядку, там он усвоил: приказ не обсуждается.

Сегодня Леонид Сергеевич с супругой по-прежнему живут в своем родном селе Низево. Дочки выросли, улетели из родительского гнезда. Можно бы пожить для себя, забросить хозяйство и читать книжки, но нет – не может он без дела! Во дворе живность, требующая внимания и ухода: коза, поросенок, куры. Есть и свой старенький трактор, на котором по возможности Леонид Сергеевич подрабатывает. Сидеть некогда! Опять же как без него общественная жизнь?! В стороне? Да никогда! Не такой он человек – этот неспокойный Леонид Сергеевич Шиляев, чтобы мимо него жизнь проходила. Сегодня он возглавляет общество инвалидов села, а на соревнованиях среди инвалидов занимает призовые места: армрестлинг – 1 место в районе, 2 место в области, дартс – 1 место в области, толкание ядра, жим штанги лежа – 3 место в области.

Жена, Валентина Геннадьевна, во всем поддерживает своего мужа и не скрывает:

– Муж для меня всегда во всем был и есть хозяин и опора. Если нет Лёни дома, сетует Валентина Геннадьевна, – у меня все из рук валится. Без него вечно то лампочка перегорит, то доска какая переломится. К счастью, больше таких долговременных отлучек, как эта командировка в Чернобыль, не было. Вот уже 33 года мы вместе рука об руку, и я благодарю судьбу, что он есть у меня. – Сделав паузу, добавила: терпения и здоровья ему хочу пожелать. А, что касается обещанного внимания и помощи государства, мы это как-то не ощутили. Хотя лукавлю, холодильник без очереди я все же купила.

Деревни, сёла, поселения района: 
Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика