Размер шрифта:
Цвета сайта

Телеграмма тов. Сталину из Балахнинского сельсовета

Деревни, сёла, поселения района: 
Типы публикаций: 

эскадрильяВ годы Великой Отечественной войны в фонд обороны от жителей Кировской области поступило более 150 млн рублей. На средства трудящихся области были построены и переданы на фронт танковые колонны «Кировский комсомолец» и «Кировский колхозник», бронепоезд «С.М. Киров», торпедный катер "Вятский речник". В декабре 1942 г. проводилась кампания по сбору средств на постройку эскадрильи боевых самолетов «Кировский колхозник».

В радиопередаче «В ответ на благодарность вождя» от 6 января 1943 г. упоминается документальные факты участия в сборе средств в фонд Красной Армии жителей Фаленского района. В частности, приводится телеграмма жительницы Балахнинского сельсовета Бельского района, вдовы фронтовика Лободенко и ответная телеграмма от И.В. Сталина.

 

Товарищ Лободенко из Балахнинского сельсовета Бельского района 
Кировской области послала товарищу Сталину телеграмму, в которой 
пишет:

«Дорогой товарищ Сталин!

Мой муж погиб в первый год войны на Северном фронте, брат пал
в боях за Украину, отец погиб в Кронштадте. По вине собаки Гитлера
много слез и страданий переносят наши дети и женщины. Следуя благородному 
примеру жены фронтовика Александры Смирновой, я вношу
в фонд обороны 2500 рублей своих трудовых сбережений. Мои подруги
вносят также 9500 рублей, в том числе жена орденоносца Шмелева -
2 000 рублей. Группа наших женщин в 12 человек в разное время внесла
до 20 000 рублей в Фонд обороны. Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся 
ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать 
сбор средств на постройку подводной лодки «Месть». Пусть
героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов. Сердечно 
желаем вам, наш дорогой учитель, долгих лет и хорошего здоровья 
на радость нам и на страх врагам. С уважением к Вам Лободенко».

Славной советской патриотке товарищ Сталин ответил:

«Благодарю вас, товарищ Лободенко и ваших подруг-североморок,
за заботу о Красном Флоте. Примите мой привет».

 

На днях бюро обкома ВКП(б) одобрило инициативу комсомольцев
Куменского, Малмыжского, Фаленского и других районов, начавших
сбор средств на постройку танков, которые войдут в состав третьей тан-
ковой колонны «Кировский комсомолец». Бюро обкома ВКП(б) предло-
жило Кировскому горкому и всем райкомам партии оказать всемерную
помощь комсомольским организациям, всячески поддерживать их бла-
городный патриотический почин...
«Враг будет разбит, победа будет за нами» – с этими мыслями от-
дают свои трудовые сбережения на постройку новых и новых боевых
машин трудящиеся Кировской области и всего Советского Союза.
 

Товарищи! Вы слушали передачу «В ответ на благодарность во-
ждя»

 

 

Источник: Текст радиопередачи «В ответ на благодарность вождя» о сборе средств в фонд Красной Армии. 6 января 1943 г. // ГАСПИ КО. Ф. Р-6818. Оп. 2. Д. 29. Л. 35-43. Подлинник.

Публикуется по: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/321868#mode/inspect/page/2/zoom/4

и https://cgako.ru/static/page_files/c3d7765e4e3211eaacca5254007c38a0.pdf

Источник фото: https://tornado-84.livejournal.com/116564.html

 

 

 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Колышкин И. А. В глубинах полярных морей/ http://nvmu.ru/archiv/1/n_1/8280.htm

 

Я хорошо знал Василия Макаровича. Осенью 1940 года он временно исполнял обязанности комиссара нашей бригады. Местом же его постоянной работы было политуправление [273] флота, где он возглавлял оргинструкторский отдел. Помню, на бригаде очень жалели, что Лободенко пришел к нам лишь на время: все мы быстро успели привыкнуть к нему и привязаться, И когда он вернулся на свое место, в политуправление, между ним и многими подводниками продолжали сохраняться близкие, товарищеские отношения.
В начале июля Василий Макарович принял личное участие в десанте моряков, который помог задержать первое наступление арата на Мурманск. Но боевой путь комиссара оборвался, увы, слишком быстро. 20 июля он погиб на эсминце «Стремительный», который был потоплен фашистской авиацией на рейде Екатерининской гавани.

В Большие Вогульцы почтальон принес горькое письмо, отозвавшееся нестерпимой болью в двух сердцах: Любовь Михайловна потеряла мужа, а ее одиннадцатилетний сын Виле» — отца.

И вот в те тревожные дни, когда враг подошел к волжским берегам, Любовь Михайловна предложила работницам колонии — таким же, как и она, женам североморцев — начать собирать деньги на строительство подводной лодки. Она же первой сделала вклад, внеся две тысячи пятисот рублей, с великим трудом сэкономленных из скромной зарплаты и пенсии на сына. Женщины горячо поддержали этот почин. И вскоре в госбанк были положены первые двадцать тысяч рублей.

Лободенко обратилась с просьбой к Правительству о постройке на средства жен моряков подводной лодки с именем «Месть». Одновременно призвала она и всех женщин, чьи мужья служили на флоте, собирать деньги на строительство подводного корабля. В госбанк начали поступать взносы и от вдов, и от тех, кто испытывал неизбывную тревогу за мужей."

Сын - Лободенко Вилен Васильевич, контр-адмирал в отставке, в прошлом подводник Северного флота, начальник специальной службы Главного штаба ВМФ.

 

 

Статья Андрея Орлова "Предыстория подлодки "Месть" началась в Вогульцах".

В газете !Сельский маяк": https://selskiymayak.ru/kraevedenie/predystoriya-podlodki-mest-nachalas-v-vogultsah-8-07-2014.html

В годы войны наш район приютил семьи и детей, эвакуированных из населённых пунктов страны, где шли бои. Как вспоминают жители деревень Большие и Малые Вогульцы (до 1963 года это были самостоятельные населённые пункты), Балахни, Вершины, жили в них эвакуированные офицерские семьи и дети офицеров из Ленинграда, Мурманска, Полярного, Карелии.

Со станции Фалёнки привезли их деревенские на своих подводах. Женщин с детьми разместили по домам местных жителей. Осенью 1941 года в школе и интернате Больших Вогулец поселили около 200 ребят. (По данными архива краеведа А. Рашковского). В «Сведениях об эвакуированных детских учреждениях по районам Кировской области на 1942 год» (ГАКО, ф. Р-2169, оп.1, д.679, л. 242-245) есть такие данные: «В Бельском районе Кировской области среди прочих числится детский интернат из города Мурманска в деревне Вогульцы».

Уроженец деревни Балахни Михаил Сергеевич Лысков вспоминает: «Прилетал самолёт береговой охраны, садился под школьным угором, на лугах между деревнями Большие Вогульцы и Балахни. Офицеры прилетали проведать свои семьи, привозили продукты для эвакуированных. Последние имели свою организацию».

Жители деревень тепло принимали ленинградцев. По воспоминаниям жительницы Больших Вогулец Лидии Алексеевны Коротких, её мать Матрёна Прокопьевна Аверина приютила в своём доме пять сестёр Шипулиных из Ленинграда. Работали они в детском доме: Таисия Сергеевна – врачом, Алиса – поваром, Дуся и Мария – воспитателями. Последней в 1942 году привезли Фаину, уже распухшую от голода. Её выходили, и она, поправившись, водилась с детьми Матрёны Прокопьевны. Жили сёстры у неё пять лет и потом ещё долго, уже после окончания войны приходили от них письма и открытки с поздравлениями, словами благодарности простой деревенской женщине за тёплый приём. Сохранилась открытка от 1 марта 1968 года:

«Уважаемая Матрёна Прокопьевна! Поздравляем вас с женским днём 8 Марта. Желаем здоровья, благополучия в вашей жизни. Мы часто вспоминаем вас как отзывчивую, добрую женщину в дни совместного проживания с вами в годы войны.

Передайте привет вашим детям. Обнимаем вас крепко и целуем.

Сёстры – Мария, Фаина, Тася и Алиса».

Жили эвакуированные и в других деревнях бывшего Балахнинского сельсовета. Ирина Андреевна Поздеева и Маргарита Ильинична Вершинина, уроженки деревни Кутаёнки, вспоминают, что в одном доме деревни жили две семьи эвакуированных – женщины и дети. Они умерли (предположительно от тифа) почти сразу и похоронены в братской могиле на кладбище в Малых Сюрнах. Бывая на кладбище, они обязательно вспоминают их.

То, что в Вогульцах находились в эвакуации дети и семьи военных моряков, подтверждают появившиеся в Интернете материалы о первом выпуске первого военного набора 1944-1948 г.г. Ленинградского Нахимовского военно-морского училища (ЛНВМУ), который дал флоту трёх адмиралов: Радия Анатольевича Зубкова, Валена Васильевича Лободенко и Юрия Леонидовича Коршунова. Судя по этим материалам, Р. А. Зубков и В. В. Лободенко в годы войны находились в эвакуации в Вогульцах.

Из автобиографической справки Р.А. Зубкова (из архива Н.П. Соколова):

«Родился в апреле 1931 года в Ленинграде в семье военного моряка-политработника. С нулевого по шестой класс учился в школах Севастополя, Полярного, села Малые Вогульцы Кировской области (в эвакуации), Архангельска.

Военно-морскую службу начал в мае 1944 года в качестве юнги-рулевого сторожевого корабля «Ураган» на Северном флоте. Район боевых действий «Урагана» – Баренцево и Белое моря, база – Полярное».

О родителях В. В. Лободенко и связанной с ними истории о подводной лодке «Месть» рассказывает в книге военных мемуаров «В глубинах полярных морей» контрадмирал Иван Александрович Колышкин.

«Конец 1943 года ознаменовался очередным пополнением нашей бригады. В ноябре-декабре промышленность передала нам четыре «эски»: С-14, С-15, С-103 и С-104 и две двухвальные «малютки» – М-200 и М-201. Двухсотая «малютка» носила грозное и необычное имя «Месть». Имя это имело свою историю.

Начало войны, столь внезапное для нас, оказалось ещё более неожиданным для наших детей. Они находились в летнем лагере на станции Сиверская Ленинградской области. Отсюда под бомбёжкой и выбирались они, но не домой, на Север, а в эвакуацию. Отправили их в деревню Большие Вогульцы Кировской области.

Начальником детской колонии (так было принято называть летние лагеря) была жена полкового комиссара Василия Макаровича Лободенко – Любовь Михайловна.

В начале июля Василий Макарович принял личное участие в десанте моряков, который помог задержать первое наступление врага на Мурманск. Но боевой путь комиссара оборвался, увы, слишком быстро. 20 июля он погиб на эсминце «Стремительный», который был потоплен фашистской авиацией на рейде в Екатерининской гавани.

В Большие Вогульцы почтальон принёс горькое письмо: Любовь Михайловна потеряла мужа, её одиннадцатилетний сын Вилен – отца.

Когда враг подошёл к волжским берегам, Любовь Михайловна предложила работницам колонии, таким же жёнам североморцев начать собирать деньги на строительство подводной лодки. Первой сделала вклад – две тысячи пятьсот рублей, сэкономленных из скромной зарплаты и пенсии на сына. Женщины горячо поддержали этот почин. И вскоре в госбанк были положены первые двадцать тысяч рублей.

Лободенко обратилась с просьбой к Правительству о постройке на средства жён моряков подводной лодки с именем «Месть». Одновременно призвала всех женщин, чьи мужья служили на флоте, собирать деньги на строительство подводного корабля:

«Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте... Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем жёнам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки «Месть». Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов...»

В госбанк стали поступать взносы и от вдов, и от тех, кто испытывал тревогу за мужей.

18 июня 1943 года Приказом Наркома ВМФ подводной лодке «М-200» присвоено наименование «Месть».

А. ОРЛОВ, д. Вогульцы