Размер шрифта:
Цвета сайта

Судьба его – железная дорога

В дверь громко постучали, и Вениамин Федотович услышал тревожные крики.

-Помоги, скорее! Вениамин! Жена рожает!
Железнодорожник выскочил во двор. Из деревни привезли роженицу. Вениамин быстро сообразил в чём дело, связался по рации с диспетчером, обрисовал ситуацию.
-Куда повезёте? В Зуевку или в Фалёнки? – спросил тот.
-Куда первый поезд пойдёт.
-С минуты на минуту скорый будет, в сторону Фалёнок. Одну минуту даю, успевайте, - дал команду диспетчер.
Вскоре вдалеке показался поезд. Все вздохнули с облегчением, но тут случилось непредвиденное. У женщины начались роды. Вениамин, молодой дорожный мастер, растерялся. Такого поворота он никак не ожидал. Спасибо, подоспела дежурная по переезду. Тут же в железнодорожной будке и появилась на свет девочка. Её быстро завернули и вместе с матерью сопроводили к ожидающему их поезду. Ошарашенная проводница приняла свёрток.
-Да вы её вниз головой держите! – возмущённо крикнула дежурная. Проводница перехватила ребёнка, помогла взобраться роженице.
-Ну, с богом! – крикнули в след стоящие у вагона железнодорожники. По рации вызвали к поезду фалёнских врачей и вздохнули с облегчением.
 
Таких рассказов у моего собеседника Вениамина Федотовича Салтыкова превеликое множество. Ещё бы, железной дороге он отдал 42 года своей жизни. И даже выйдя на пенсию, продолжал жить около железной дороги, в той самой квартире, которую получил ещё в 1954-м году, когда его направили работать в Леваны дорожным мастером. Лишь недавно, два года назад ему пришлось переехать в деревню –на прежнем месте обвалился колодец и пенсионер лишился источника воды. На новом месте жительства он живёт один, жена умерла 14 лет назад, дети давно выросли и разъехались. Но Вениамин Федотович унывать не привык. Плетёт корзины, держит пчёл, сажает огород. А зимой забот гораздо меньше и порой наваливаются воспоминания. О прошлом, о семье, о трудной юности и голодном детстве.
Вениамину Федотовичу не пришлось повоевать на фронте. Когда  началась война, ему исполнилось только одиннадцать. Зато он сполна познал все тяготы этого страшного времени у себя дома, в родной деревне Ярского района, в колхозе, где пришлось работать подростком наравне со взрослыми. Ведь девиз «Всё для фронта, всё для победы!» отлично понимали и дети. И помогали оставшимся в тылу женщинам и старикам, как могли.
Подросток сначала пас овец, затем научился боронить, а потоми пахать. Причём на быке. Лошадей в колхозе не хватало.
-Было трудно, - вспоминает Вениамин Федотович, - но куда денешься, понимали: надо работать, надо помогать старшим. Я был мал ростом, и надевать хомут на быка было сущим мучением. Но иногда бык сам же мне и помогал- наклонял голову.
Чего только не приходилось делать ему и его сверстникам. Ребятишки пахали и боронили, возили зерно, помогали на сенокосе. А в 14 летнем возрасте Вениамину пришлось даже поработать на лесозаготовках в Игре. То время ветеран вспоминает со слезами на глазах. Его рассказ прерывают горестные всхлипывания. Война отняла у него отца и младшую сестрёнку - они умерли от болезней и  голода. Но война, слава Богу, закончилась, в деревне постепенно налаживалась жизнь. И в 1948 году  Вениамин устроился на работу в Глазовскую дистанцию пути рабочим по ремонту железнодорожных путей. Это и стало поистине судьбоносным решением для молодого человека. С этой работой он расставался лишь однажды, когда уезжал учиться в Пермь, в железнодорожное техническое училище. Было это в 1952 году, а в 53-м его направили в Князи бригадиром пути. Через год Вениамин Федотович с семьёй переехал в Леваны, но работать остался там же, на железной дороге. Дорожный мастер, шифровальщик путеизмерительной ленты, бригадир… На какой бы должности он не был, везде к работе подходил с присущим ему старанием и особой ответственностью. Ведь железная дорога ошибок и просчётов не прощает. А трудиться приходилось без выходных и праздников, не только днём, но и ночью.
-Меняли пришедшие в негодность рельсы, в ту пору, кажется, вплоть до 60-х годов нередко использовались импортные рельсы – канадские, немецкие, американские, - рассказывает Вениамин Федотович, - Они наших морозов не выдерживали и часто лопались. Вот их и приходилось менять, механизации почти никакой, всё вручную. Регулярно осматривал свой участок, чтобы вовремя заметить дефект. Мой участок был от Леванов до Мошней, с 1083 по 1097 километр. Стрелок только было 137 штук, проверял ежедневно. За двадцать последних перед пенсией лет ни одного выходного не использовал.
Вениамин Федотович более полувека прожил со своей семьёй в небольшой квартирке у самой железной дороги недалеко от левановского переезда. Здесь выросли три его дочки, отработали своё и вышли на пенсию они с женой. Нина Васильевна, кстати, тоже всю жизнь отдала железной дороге. Под стук колёс железнодорожных составов они просыпались утром и ложились спать, чувствуя, как дрожит почва под грузом проходящих мимо товарняков. И этот домик до сих пор стоит у края железнодорожного полотна, куда ветеран часто наведывается.  Каждый кустик, каждый камушек хранит какие-то воспоминания. За годы работы на железной дороге чего только не было. Вениамин Федотович до сих пор помнит, как дрезиной подшибло троих ребятишек. У девочки отрезало руку, у мальчика ногу, а третий мальчишка, глухонемой, всем на удивление остался цел и невредим.
-А однажды мы у дома сено метали, я как раз на стог взобрался. Вижу: по крышам вагонов проходящего мимо поезда бежит мужчина. Я так и обмер- высоковольтная линия-то совсем близко. А когда он на крышу электровоза заскочил, тут и ударило его. Я кричу, подаю сигналы машинисту и тот, к счастью, увидел, поезд остановил. Несчастный с вагона свалился, мы подбежали, давай пламя сбивать. Одежда у него прямо на глазах сгорела. Думали, погиб. А когда стали поднимать, застонал. Отправили его в больницу. Я потом узнавал -выжил, только инвалидом остался.
 -А вы узнавали о той девочке, что родилась здесь, на переезде? – спрашиваю я Вениамина Федотовича.
-Конечно. Она сейчас живёт в Кожиле, замужем давно.
Вениамин Федотович бережно хранит не только свои воспоминания, но и старые фотографии, вырезки из железнодорожной стенгазеты, сообщающей о заслугах своего работника. Одна из них рассказывает о том, что за долголетний и безупречный труд бригадир пути В.Ф.Салтыков награждён Министром путей сообщений именными часами. До сих пор хранит эти часы его дочь. Пиджак Вениамина Федотовича украшают знаки «Отличник соцсоревнований работников железнодорожного транспорта», «Победитель соцсоревнований», «Ударник 10 пятилетки», медали «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой отечественной войне», юбилейные медали. Есть кем гордиться его семерым внукам и восьмерым правнукам. А ветерану есть о чём им рассказать.

 

Аналитика

Яндекс.Метрика