Размер шрифта:
Цвета сайта

Вахтовый метод Ларисы Леонидовны

Вряд ли Лариса Леонидовна Злобина, впервые переступившая порог Паньшонской школы в 1977 году подумала тогда, что через 30 лет ей придется уехать на вахту и ни кем-нибудь, а учителем русского языка и литературы. Такова уж наша жизнь -непредсказуемая и сложная. Но, встретившись с этой удивительной женщиной, я поняла, что жизненные перипетии не сломили её. Наоборот, закалили волю и пополнили новыми силами.
Когда они впервые узнали, что школу, скорее всего, закроют совсем, казалось, свет померкнет тут же. Куда им, педагогам, людям с высшим образованием, преподававшим детям математику, физику, химию, литературу, идти работать в небольшой деревне, где и колхоз-то почти не подает признаков жизни. Когда прошёл шок, учителя стали искать, кто новую работу, а кто и новое место жительства.
-Я до самого последнего дня хранила надежду, что школу всё же не закроют, - призналась мне Лариса Леонидовна. - Где-то в глубине души теплилось: а вдруг что-то изменится, вдруг это ошибка. Но, увы, чуда не произошло, и я, как и мои коллеги, стала думать о том, куда себя приткнуть.
О том, чтобы идти на льготную пенсию, у педагога с 30-летним стажем даже мысли не возникало. Просто надо знать её характер – упрямый, деятельный, энергичный. А сидеть дома, уткнувшись в телевизор – это не про Ларису Леонидовну.
-Я узнала, что в Октябрьской школе не хватает учителя русского языка и литературы и решила туда съездить, посмотреть. Всё-таки не так далеко от дома. Меня это устраивало больше, чем смена места жительства. Понравился и коллектив, и сама школа. Переезжать насовсем я не решилась, поэтому мне предложили комнату в интернате. И я решила попробовать.
Первую ночь в интернате Лариса Леонидовна почти не спала совсем. Одна в двухэтажном здании (дети ещё не приехали), тишина, слух улавливает каждый шорох – то ли ветви берез за окном, то ли ветер бьётся. И только едва уловимая дремота заставила смежить веки, как услышала громкий стук в дверь на первом этаже и громкий бас: «Кто там?» Оказалось, сторож, не знавший о поселившейся в интернате учительнице, решил, что в помещение кто-то забрался. Остаток ночи прошел в беспокойном полусне – полубодрствовании, терзаемом миллионом мыслей: а так ли я поступила, а что будет дальше, а смогу ли влиться в новый коллектив, а примут ли ученики и как там дома. А дома, в Паньшонках, остался муж и сын, хозяйство, привычный быт и уютный дом. Лариса Леонидовна вспоминает, как впервые увидела место, где предстояло жить с понедельника по субботу. Казенные оштукатуренные, выкрашенные в светло-синий цвет стены интернатской комнаты, узкая кровать с сеткой, небольшой столик. Сравнила с уютной обстановкой своего дома. Пока ходила и смотрела, разговаривала с будущими коллегами – как-то крепилась. А когда увидела подъехавшего на машине мужа, расплакалась. Он утешал, успокаивал, сказал: «Всё будет, как ты решишь». И она решила: слёзы и тоску долой, впереди новая школа и интересная, а главное, любимая работа. Без этой работы, без детей – неутомимых выдумщиков и весельчаков, без своих уроков литературы и языка Лариса Леонидовна не представляла своей жизни. И без поддержки самых родных ей людей – мамы, мужа, дочери, сына.
-Если бы не они, не их понимание и забота, ничего бы этого не было. Муж и сын поняли моё желание продолжать работать и взяли все домашние хлопоты на себя дочь живет в Глазове). Муж, Николай Леонидович, управляется по хозяйству, сын Алексей – главный на кухне. Оба работают. Но я приезжаю домой и вижу идеальный порядок. И очень им благодарна за всё.
Решение своей дочери поддержала и Зинаида Кузьминична, мама Ларисы Леонидовны, тоже, кстати, учительница, но уже в прошлом. Она-то знает, каково педагогу, много лет отработавшему в школе, привычному к постоянному многоголосью на школьных переменах, насыщенной множеством событий и мероприятий школьной жизни оказаться вдруг в тишине. Этой тишины и испугалась Лариса Леонидовна. И теперь в её жизни есть и дети, и школа, и интернат. До позднего вечера она на работе – там всегда дел много, тем более сейчас, когда у нее есть свой класс, её десятиклассники. Такие уже взрослые, серьёзные, умные, брызжущие энергией и выдумками. А когда приходит в свою комнату на втором этаже интерната, здесь её ждут тетради, любимые книжки. Лишь изредка есть время посмотреть телевизор.
-Я теперь всё делаю не спеша, мысли заняты только работой и ничто не отвлекает от подготовки к урокам, - улыбается Лариса Леонидовна. - Зато в выходные, когда приезжаю домой, стараюсь переделать всё-всё: постирать, погладить, приготовить обед повкуснее, на зиму заготовок наделать. А в понедельник опять на работу.
-Но, наверно, ведь устаёте от постоянной езды? - спрашиваю свою собеседницу.
-Мне кажется, человек ко всему привыкает. Сначала было тяжело и непривычно, а теперь ничего. А в августе даже уже и тянуло сюда, хотелось на работу.
Поистине, русские женщины заслуживают восхищения. Отказаться от комфорта и уюта, сменить родные стены на комнату в интернате с минимумом удобств и каждую неделю мотаться туда-сюда – на такое способны не многие. Можно понять мужчин, работающих на вахте на Севере, в Москве – все-таки деньги зарабатывают. Есть ради чего терпеть лишения. А тут...
-Да у меня есть моя любимая работа! - счастливо восклицает Лариса Леонидовна.
Немецкий философ врач и педагог Альберт Швейцер писал: «»Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы, кто искал и нашел способ служить людям». Желание быть рядом с детьми заставило Ларису Леонидовну позабыть про неудобства и трудности и сделало её счастливой.
Наталья ШЕЙФЕР.
фото автора

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика