Размер шрифта:
Цвета сайта

Низкий поклон вам, дорогие старики!

Живут с нами рядом пожилые люди. Греются на солнышке, копаются на грядках, искренне радуются гостям, поговорить-то не с кем... И даже не верится, что когда-то они были другими: молодыми, сильными. А когда они разговорятся, то вспоминают свою жизнь с улыбкой, а у тебя слёзы в глазах и дышать трудно: «Неужели так было?»

А они пережили все лихолетья, выпавшие на их долю тогда, и наше невнимание теперь. Ничего не прося, не требуя, не бьют себя в грудь, а просто достойно живут, надеясь только на себя, да своих родных. Низкий вам поклон, дорогие наши старики и с праздником, который говорит о вашем Величии!

Из воспоминаний нашей односельчанки Зои Афонасьевны Микрюковой (1924 г.р.), ветерана труда, более 40 лет отработавшей в Бельской участковой больнице.

«Когда началась война, заканчивала Омутнинское медицинское училище, после окончания направили в родной Бельский район, работала в с. Талица, а в мае 1942 года перевели в с. Белая. В Бельской участковой больнице некому работать было, двух медсестёр забрали на фронт. В те годы работали только два врача (терапевт и детский), эвакуированные из г. Ленинград. При больнице была детско-женская консультация. Нас, медсестёр, было трое, обслуживали два отделения: терапевтическое и инфекционное. Дежурили по суткам, а после дежурств шли в колхоз на работу или в лес, заготовлять дрова для больницы. (Всю войну и потом несколько лет ещё сами занимались заготовкой дров для отопления больницы). На работу в колхоз тогда посылали по мобилизационным повесткам. Давались такие повестки на весенне-летний период и до окончания уборки урожая. На больницу обычно вручали 2-3 повестки, то есть три человека обязаны были работать в колхозе. Мы отрабатывали обычно так: неделю три человека, затем шли следующие три, словом по очереди. В больнице хирурга не было и всех больных с острыми заболеваниями отправляли в Унинскую больницу, там работал тогда знаменитый хирург Кирьянов. Больных, их сопровождали медсёстры, приходилось возить на лошади. В любую погоду, в любое время года днём и ночью по плохим дорогам везёшь такого тяжёлого больного и сколько волнения и тревоги переживёшь, пока доберешься до больницы.

В декабре 1942 года была объявлена мобилизация девушек, которым исполнилось 19 лет, для отправки в армию. К нам в больницу пришло две повестки: одна акушерке, а другая мне. 19 мне ещё не исполнилось, но в нашем сельсовете решили, что пока меня везут до места, то исполнится. Но на сборном пункте в г. Зуевка комиссия рассудила по-другому, и меня вернули, выдали военный билет, где написали «забронирована до конца войны по месту своей работы».

Мне тогда не верилось, что когда-то наступит конец войне, и мы доживём до этого дня. И вот я опять вернулась в Бельскую больницу. Весной 1943 года началась эпидемия сыпного тифа. Особенно много было случаев в деревнях Верхосадинского сельского совета, потом распространилось и на другие. В больницы стали поступать семьями. Всех медработников отправили по сельским советам делать подворные обходы, выявлять больных, делать прививки, обрабатывать очаги заболевания. Меня направили в Верхосадинский с\с, и мы с фельдшером за неделю обошли более 10 деревень. Была весна - вода, грязь, бездорожье. Надо было зайти в каждый дом, осмотреть каждого в нём живущего(все знают, что сыпной тиф передаётся от больных к здоровому через вшей). Конечно, люди жили тогда в антисанитарных условиях: не было мыла, не было одежды, да и времени не хватало у многих, чтоб следить за чистотой. Во многих семьях не было одежды, чтоб переодеться после бани в чистое.

При приёме больных мы сами обмывали, стригли, брили, так что многие медработники заразились и переболели сыпным тифом, в том числе и я. После болезни получила неделю отпуска и снова приступила к работе. Сейчас точно не помню, то ли в 1942, то ли в 43 году у нас появилось новое страшное заболевание – септическая ангина. Им болели люди, которые употребляли в пищу перезимовавшее в поле зерно. Время трудное, хлеба не хватало и, естественно, люди стремились где-то что-то достать, чтобы выжить. А когда весной стаял снег, все бросились на поля собирать оставшиеся после уборки колоски с зерном. В больницу поступали прямо семьями, болезнь тяжёлая, были и смертельные случаи. Из области вылетел специальный самолёт, прилетели врачи по борьбе с септической ангиной, были доставлены медикаменты. А мы, медики, вновь отправились по деревням. Заходили в каждый дом, вели беседы, выпускали бюллетени, вывешивая их на самых видных местах. Врачи проводили собрания, читали лекции, и к следующей  весне заболевание прекратилось.

В Белой в те годы был только аптечный пункт. Аптекаря призвали на фронт, и мне поручили по совместительству работать в аптечном пункте. Раз в неделю отправлялась в село Талица за медикаментами. Ходила пешком, машин не было, лошадь была при больнице. Нагружусь сумками и тащу 12 км, за неделю распродам и снова тот же маршрут.

Но как бы трудно ни было, молодость брала своё: хотелось повеселиться, потанцевать, посмотреть кино. У нас при больнице была своя комсомольская группа, в составе 7-8 человек. Секретарём была Шура Сафронова - боевая и инициативная девушка, работавшая акушеркой. Она нам не позволяла унывать: часто проводили вечера танцев и игр, выступали с концертами, ставили небольшие спектакли (прямо в больничных коридорах сооружали сцену из досок и выступали). Выходили с концертами и по деревням, помню наши выступления в д. Соловьи, в Бутинском с\с и др. Перед концертом делали доклад или лекцию на медицинские темы или о положении на фронтах. Наши врачи тоже принимали участие в культпоходах (в основном ходили пешком) и жили, конечно, ожиданием конца войны.

И вот война кончилась! Я очень хорошо помню этот день: был большой митинг у нас в Белой. Народу собралось очень много, было весело, и были слёзы радости, и слёзы горя. Ведь не было, наверное, такой семьи, где бы не погиб на войне кто-либо из близких или родственников. У меня тоже погибли на войне два брата, одному 23, а второму всего 20 лет исполнилось, отец вернулся израненный...

После войны тоже было очень трудно и жить, и работать, но все знали – это временные трудности, все восстановится и жизнь наладится!»

Е.В. СНИГИРЕВА, с. Белая (использован краеведческий материал школы).

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика