Размер шрифта:
Цвета сайта

Он воевал с «лесными братьями» - Геннадий Георгиевич Тебеньков

Геннадия Георгиевича Тебенькова знаю давно. О его трудовых достижениях не раз доводилось писать на страницах нашей газеты. А вся его трудовая деятельность связана с бывшим колхозом «Искра». Есть в его биографии такие страницы, которые оставили неизгладимый след на всю жизнь.

Война. Деревня Заболотина в двадцать дворов в один миг опустела. Остались старики, женщины да дети. Ушёл на фронт и отец Геннадия, сказав на прощанье десятилетнему сыну: «Ты теперь главный помощник матери». А у неё на руках осталось пятеро детей. Отец домой не вернулся, погиб на фронте.

Геннадий стал главным помощником матери не только в домашних делах, но и в колхозе. Тем более, что среди подростков в деревне был самым старшим в ту пору. И ни одна колхозная работа не проходила без его участия. Всё довелось познать: холод, голод, тяжёлый, непосильный труд. Сейчас, конечно, трудно представить, как это пахать пашню и засевать ей на быках, молотить зерно при помощи лошадей. А вот Геннадию Георгиевичу до сих пор снится, как его бык не столько от голода, сколько из-за упрямства, ляжет в борозду, и ничем не сдвинешь, пока сам не встанет. А в конце смены надо отчитаться, насколько выполнил норму пахоты. Бывало, до слёз дело доходило. Геннадий не мог похвастаться своей силёнкой, часто болел. Но несмотря на это (нужда заставляла), в одну из зим его от колхоза вместе с другими колхозниками отправили в Омутнинские леса на лесозаготовки. Первое время подростка из-за малых годов даже не пускали в лес. Но и здесь не хватало рабочих рук. И вскоре Геннадий наравне с другими, а это были в основном молодые женщины и девушки, пилил лес, колол метровник. А потом, возвратившись после работы в барак, падал на нары и засыпал мёртвым сном. Утром, одевшись в непросушенную одежду и обувь, перекусив скудной пищей, вновь отправлялся на отведённые делянки.

И вот она пришла, победная весна сорок пятого. Люди с большим энтузиазмом принялись за работу на полях и фермах. Мирная жизнь потихоньку входила в своё русло. Для Геннадия Тебенькова подошло время служить в армии. Конечно же, он не знал, где будет нести армейскую службу. В Котельниче, на призывном пункте, 500 вятских парней-новобранцев погрузили в товарняк, который через несколько дней прибыл в Ригу. Кстати, в Москве к этому составу подцепили ещё такой же вагон с новобранцами-москвичами. Как оказалось, это был спецнабор.

В учебной части с первого же дня начались занятия по военной подготовке. За два с половиной месяца молодых бойцов научили многому, а главное – метко стрелять. Ещё бы. Все командиры были из тех, кто прошёл дороги войны и пороху понюхал с лихвой.

Воинская часть 3225 находилась тут же, в Риге. Рядового Тебенькова определили в специальный взвод при командире части. А задача воинов этой части была такова: помогать местным властям уничтожать «лесных братьев», – так себя называли дезертиры и пособники фашистов во время Великой Отечественной войны на территории Литвы и Латвии.

– За время службы, а это почти четыре года, мы практически жили в лесах. Как только поступало сообщение о нахождении той или иной группы бандитов, а порой одного-двух человек, но каких-то важных лиц, несколько взводов в зависимости от операции, отправлялись на её проведение, как правило, в ночное время. Бывало всю ночь просидишь на снегу, или где-то в болоте и безрезультатно.

– «Лесные братья» были очень хитры и хорошо вооружены. Они очень умело маскировали свои землянки. Как-то показывали фильм про эти банды. В действительности так всё и было. Порой ни за что не догадаешься, что под тем или иным деревом находится землянка. А как-то ребята из нашей роты случайно обнаружили ход в землянку возле дороги и на самом бойком месте, где, наверное, сто раз прошли эти же воины, – вспоминает ветеран.

В общем, Геннадию Тебенькову довелось участвовать в войне, пусть и негласной. Те, кто принимал участие в боевых действиях по ликвидации националистов, приравнены по статусу к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе и герой моего материла. Он тоже рисковал жизнью, переносил тяготы солдатской жизни. И служил, как положено русскому солдату. Среди множества почётных грамот и благодарностей за добросовестный труд, которые принесла показать мне его жена Галина Семёновна, я обнаружила два пожелтевших листа. На одном из них крупными буквами написано: «Похвальный лист», далее следует текст: «Рядовой в\ч 3225 Тебеньков Геннадий Георгиевич «За отличные показатели в боевой и политической подготовке и безупречную службу в войсках МВД» Выражаю уверенность в том, что вы и впредь будете служить примером добросовестного исполнения своего долга перед Родиной.

22 октября 1954 года. Командир части...».

Командир не ошибся. Геннадий Георгиевич и на трудовом фронте всегда оставался примером для всех.

Деревни, сёла, поселения района: 
Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика