Размер шрифта:
Цвета сайта

Сибирский тракт.

     По территории Фаленского района проходит дорога, которую в прошлом называли Сибирским трактом. Это легендарная дорога.

  16 веке. Прокладывать его стали в связи с освоением русских земель на Урале и необъятных  пространств Сибири. Он стал самой длинной  грунтовой дорогой в мире. По тракту осуществляли торговлю России со странами  Западной Европы, с Сибирью, Китаем, странами Средней Азии. По тракту ехали на Урал  и дальше чиновники всех рангов и званий, начиная от царей и кончая солдатами-новобранцами. Наибольшую известность Сибирский тракт в народе получил в 18-19 веках как дорога невольников, отправляемых царским самодержавием на каторгу, в ссылку или вечное поселение неугодных ему людей.

 Тракт или его остатки существуют и поныне. На 30 километровом расстоянии он пересекает наш район, проходя через села Низево и Николаево.
 Первая трасса тракта проходила сначала далеко от наших мест, через город Кай. Покорение в 1552 году Казанского татарского ханства Москвой открывало возможность начать завоевание Сибирского татарского ханства.
 Для связи с Пермью Великой проложили « государеву дорогу» Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь. В 1587 году отряды под командованием атамана Ермака Тимофеевича вышли на реку Иртыш и основали город Тобольск.
 С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. Часть пути проходила по восточной части Вятской губернии - нынешней Удмуртии.
 В Москве же начиналась вторая дорога через Н. Новгород - Яранск - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берегу Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района. Сначала проложили просто проселочную дорогу. В 1708 году Вятский уезд включили в состав Сибирской губернии с центром в городе Тобольске. Поездки по маршруту Вятка- Тюмень участились. Дорогу от Чепецкого монастыря вывели через деревню Глазовскую на Оханск. С1763 года этот тракт становится главным в Сибирь. Его длина- 11 тысяч километров. Тракт существовал до конца 19 века, до пуска в эксплуатацию железной дороги от Тюмени до Котласа.
В годы строительства Сибирского тракта, в конце 18 века по обе стороны дороги стали сажать березы на расстоянии четырех аршин (2 м. 84см.) друг от друга. Они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой. По указу Александра 1 утвердили правила по устройству трактов. Под дорогу отвели полосу шириной 30 сажен(60м.), из них 8- 10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по болам канавами отвели для прогона скота.
Тракт, обсаженный «екатерининскими березами», поддерживали в хорошем состоянии за счет обложения крестьян дорожной повинностью
В начале строительства тракт предполагали сделать торговой и почтовой дорого. Из присоединенной к России Сибири везли с подчиненных народностей подати пушниной и серебром, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. На первых порах, пока осваивали земли Сибири, туда везли муку, крупу, толокно. Одним из поставщиков хлебных продуктов в 17 веке был Вятский уезд, плативший обязательную повинность «сибирский хлеб». В Сибирь же везли ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали Россия, Франция, Англия, Голландия.
На трактовой дороге было правилом строгое расписание. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции до другой. Установлена была и средняя скорость для упряжек- троек. По пересеченной местности 10км/час, по ровной 12- 15 км/час.
В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почту, но возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию» нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться».
По Сибирскому тракту ездили чиновники всех рангов. Осенью 1824 года с Урала в Петербург возвращался с многочисленной челядью Александр1, осенью1837 года пронеслись курьерские тройки будущего Александра2.
На почтовой станции в деревне Заплаты (за селом Николаево) к моменту прибытия наследника не оказалось лошадей, чтобы сменить их во всех 11 упряжках, поэтому с отъездом задержались. Ради разминки наследник престола вышел из кареты и решил зайти в несколько крестьянских изб. Войдя в первую, увидел старую женщину, качающую ребенка. На вопрос будущего царя кого она качает, старушка ответила, не растерявшись, что качает внука, которого назвали в честь наследника престола Александром. На понравившийся ответ Александр 2 положил в люльку 25 рублей.
Во второй дом с улицы было три окна, когда царевич зашел в избу оказалось всего одно и очень маленькое. Подслеповатая бабка, не разглядев кто вошел в темноте, объяснила, что ждут какого-то наследила и старшина приказал на все избы в деревне прибить по три  рамы. Что за рамами ездили в соседние деревни.
В 1845 году по приказу Николая 1  из Петербурга в  Пекин по Сибирскому тракту несли на руках подарки китайскому императору. Было среди них зеркало, размерами 3,5-1,5 м., изразцовые камины по 30 пудов, астрономические приборы и инструменты.
В 1870 году ехали по Сибирскому тракту освобождать из каторги Н.Г. Чернышевского.
В деревне Халденки (рядом с Заплатами) жил знаменитый в этих местах ямщик- Николай Волосников. Говорили, что от него все встречные подальше отворачивали, чтобы ре достал ямщицкий кнут. Волосников ездил так быстро, что люди дивились, как только на козлах усиживает.
В 1817 году по Сибирскому тракту открыли пункты пересыльных этапов для тех, кого царское правительство ссылало в Сибирь.
По Сибирскому тракту шел в Пермь в ссылку сводный батальон Семеновского полка, 11 партий декабристов. Закованных в ножные кандалы везли каждого в отдельной повозке.
В 1826 году провели первых декабристов - Оболенского, Давыдова, Муравьева, Якубовича, позже проследовали  Трубецкой, Волконский, Бестужев, Лунин, Пущин, Кюхельбекер, Одоевский, Муравьев-Апостол.
Вслед за некоторыми декабристами ехали спустя время их жены.
В 1863 году шли здесь и первые социал-демократы.  Местное население относилось к осужденным властью доброжелательно. Узнав, что на подходе к селу Низево идут ссыльные, крестьяне собирались в конце села и делали передачи- бутылки с молоком, пироги, шаньги, яйца, мед, табак.
К 1883 году по Сибирскому тракту прошли 1,5 миллиона, да еще больше людей топтали здесь дорожную пыль в поисках счастья
по материалам книги "Откуда мы родом"

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика