Размер шрифта:
Цвета сайта

Почему железная дорога прошла через Фалёнки?

В Унинском и Богородском районах сохраняется память о том, как в конце XX века здесь предполагалось и даже начиналось строительство железной дороги, а потом вдруг «перекочевало» в сторону на 75-80 километров, в долину реки Чепцы. Есть даже версия, что это сделано из-за подкупа кого-то и кем-то. Но документы Кировского госархива дают объяснение, почему железная дорога была перенесена в Чепецкую долину.

Первые статьи о необходимости постройки железной дороги, которая бы соединила Западную Сибирь и Урал с портами Европейской России, появились ещё в 1868 году. Был даже проект постройки, который 25 лет оставался на бумаге. Но экономический застой Западной Сибири, Урала и севера Европейской части России, в том числе Вятской губернии, заставил вернуться к разговорам о постройке дороги Пермь-Котласе. Этот вариант был принят, как продолжение железной дороги Пермь- Екатеринбург- Тюмень.

В 1894 году предводитель Вятского губернского земства представил царю докладную записку, в которой говорилось, что Вятская губерния с населением 3 миллиона 50 тысяч человек может ежегодно продать излишков зерна от 15 до 18 миллионов пудов, 2 миллиона 65 тысяч пудов льносемян, 1 миллион 960 тысяч пудов льнопродукции, 1 миллион 400 тысяч пудов металла, много леса.

В 1895 году в Вятке был заложен вокзал. Согласно проекту линия выходила от села Балезино на Унинскую волость. Этот вариант предусматривал прокладку дороги по водоразделу рек Святица, Коса, Б.Кордяга и рек, текущих на юг. Учитывался твёрдый грунт, а недостатком были малое число естественных водоёмов и большое количество оврагов и неровностей. Второй вариант (более короткий) был от Балезино на Вятку через Чепецкую долину. Но избегали его из-за заболоченности и большого количества мостов.

В 1896 году от царя пришло путаное предписание, что Пермь-Котласская дорога должна быть с выгодой для Москвы и Петербурга. Пока решался вопрос, куда пойдёт соединительная дорога - на Москву или Петербург, работы то Балезино до Вятского моста были остановлены. Дорога по Чепецкой долине выходила короче на 72 километра и дешевле на 2 миллиона 200 тысяч. Строители были в неопределённом положении, и только приезд в Вятку 24 июля 1896 года чиновника по особым поручениям Алексеева разрешил вопрос. Они получили директиву строить дорогу от Вятки до Балезино кратчайшим путём по Чепецкой долине. Проект строительства дороги через Уни и Ухтым был отменен.

Во второй половине 1896 года начались изыскательские работы по Чепецкой долине и перевозка строительных материалов из Унинского и Богородского районов к новой трассе. Народу о причинах изменения прокладки трассы железной дороги не было объяснено, что привело к небылицам и выдумкам. А на территории Унинского райолна кое-где остались вещественные памятники начала строительства: насыпи, дамбы.

По материалам краеведа Н.П.Шулепова подготовила Н. ДРАНИЧНИКОВА.

Официальное название станция Фалёнки получила в 1898 году. Гражданское строительство в Фалёнках началось в 1901 году с постройки домов купца Князева. 11 соответствии с Постановлением Президиума ВС РСФСР от 12.09.1957г. № 764 и решением Фаленского райисполкома №433 от 30.09. 1957г. на базе населенного пункта при железнодорожной станции Фалёнки образован рабочий поселок под названием Фалёнки.

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика