Размер шрифта:
Цвета сайта

Из истории моей семьи - Алексей Брагин (Рякины)

Мои родные бабушка и дедушка (по маме) родились в Вятке в селе Низево. По рассказу моей бабушки, полдеревни были Рякины. Бабушка Рякина (в девичестве тоже Рякина) Анна Федоровна (1897 года рождения) и дед Рякин Василий Иванович (1894 года рождения).

Бабушка была из семьи середняков, у них была лошадь, поэтому жили бедно, но терпимо. А вот дед был из очень бедной семьи. У них в доме даже не было печной трубы и избу топили по-черному. Валенки были одни на всю семью, поэтому зимой дети выбегали на улицу по очереди.

Но в домах у русских крестьян было чисто и опрятно. Мне запомнился рассказ бабушки, как раньше сватались к девушкам. Придут сваты в дом к невесте с шутками-прибаутками. И первым делом начинают во все углы заглядывать. Вначале в сенки зайдут, посмотрят, какой там порядок.

У вятских крестьян раньше было принято сооружать туалет прямо в сенках. И даже там сваты все обязательно проверят, а уж потом зайдут в избу. Так, где тут невеста спит? И под кровать заглянут. А, если, где какой мусор увидят, или пыль, то сразу разворачиваются. Дескать, мы к вам по ошибке зашли, нам тут делать больше нечего.

В вятских деревнях неряшливых людей не любили, бабушка их называла «странями». А, вообще, странь – это чисто вятский диалект. Мне пришлось бывать в разных регионах страны, но нигде больше такого слова я не слышал. Поэтому, когда я слышу, что якобы русские люди неряшливый народ, у меня есть, что на это возразить. Я горжусь своими русскими, крестьянскими корнями. В нашей семье из поколения к поколению передавалась любовь к порядку.  

Бабушка и дедушка в детстве окончили церковно-приходскую школу (три класса). Оба были отличники. По рассказам бабушки, порядки в школе были строгие: шалунов и лентяев ставили в угол на горох. В школе изучали закон божий, поэтому бабушка помнила наизусть молитвы и до конца жизни оставалась набожной. 

Бабушка мне рассказывала про своего отца Федора (отчество не знаю) Рякина. Прадед мой хоть и был простым крестьянином, но проявлял большой интерес к политике, поэтому вступил в партию эсеров. Он читал и распространял среди односельчан запрещенные газеты. Одно время его преследовала полиция, и он был вынужден целый месяц скрываться на болоте, а бабушка носила ему в узелке еду. Бабушка рассказывала, что он даже был делегатом какого-то съезда. Но в начале 20-х годов он в быту ошпарился кипятком, стал инвалидом, поэтому активного участия в политической жизни страны не принимал.

Мой дед принимал участие в Первой мировой войне. В качестве семейной реликвии мы храним трофейный немецкий компас, который он привез с той войны. Сохранилась и фотография той поры, на которой дед (он в центре) со своими однополчанами. Когда началась Гражданская война, он вступил в Красную Армию, а затем в большевистскую партию. Где и как он воевал – об этом я ничего не знаю.

Запомнил я еще одну историю, которую мне бабушка рассказывала. Рядом с Низево был какой-то водоем (то ли озеро, то ли пруд). И в нем водилось много рыбы. А когда была война, мимо шли солдаты. Бросили гранату в воду, рыба всплыла. Ухи сварили и ушли. Но с тех пор рыбы там не стало.

После войны дед вернулся в Низево, и там они с моей бабушкой поженились. Их обручальные серебряные кольца мы тоже храним. В 20-е годы дед с бабушкой уехали из села. Но там остался мой прадед Федор Рякин. Его жена (моя прабабушка) умерла, и он женился во второй раз. Причем, его вторая жена была сверстницей моей бабушки. Во втором браке у прадеда родились еще дети, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. А прадед мой умер сразу после войны.

Забегая вперед, скажу, что мой дядя Владимир Васильевич Рякин (1930 года рождения) после службы в Армии переехал в Низево. И там прожил всю жизнь, работал трактористом в колхозе, недавно он скончался.

Мои бабушка и дедушка в разные годы жили в Кудымкаре, в Верещагино, а в конце 30-х годов переехали Зуевку, где в 1937 году родилась моя мама Брагина (Рякина) Неля Васильевна. С той поры сохранилось несколько групповых фотографий. Кто эти люди, с которыми фотографировались мои дед и бабушка, я не знаю. Но еще в детстве любил рассматривать эти старинные фотографии. Дед мой был на руководящей работе, занимался заготовкой хлеба. На одной фотографии как раз запечатлен момент сдачи хлеба. Где была сделана эта фотография  и в каком году? Тех, кто мог бы об этом рассказать, уже и нет в живых.

В годы Великой Отечественной войны мой дед работал на железной дороге. Умер он в 50-х годах. А бабушка прожила до 80-х годов и в детстве нянчила и воспитывала меня.

Анализируя рассказы моей бабушки и то, что я в книгах прочитал, прихожу к выводу, какую значительную роль сыграл Великий Октябрь в жизни простой крестьянской семьи. Ведь жили крестьяне до революции в дикой бедности и темноте. Три класса образования – и твой потолок. А советская власть дала большой старт нашей семье.

Судите сами. У бабушки с дедушкой было трое детей, двое из них закончили техникумы, а дядя-тракторист, он тоже всегда был в почете. Честных тружеников всегда ценила советская власть. Шесть внуков родилось, у пятерых (!) - высшее образование.

Поэтому с грустью смотрю на то, что сейчас происходит в нашей стране. Селу Низево в этом году исполнится 335 лет. В годы советской власти оно достигло своего расцвета. А сейчас колхоза нет, школу закрыли, и доживают там одни старики. К большому сожалению, снова нас всех толкают в нищету и темноту…

Алексей Брагин, родился в 1968 году в Барнауле (Алтайский край). По профессии – журналист. Сейчас работаю в Москве в Государственной Думе в аппарате фракции КПРФ.

ВложениеРазмер
Иконка изображения sdacha_hleba.jpg1.25 МБ
Деревни, сёла, поселения района: 
Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

На этом фото сдача урожая. 20-е годы. Редкое фото. Вряд ли где еще сохранилось. На фото есть мой дедушка.

Сергей Георгиевич, здравствуйте. Хорошо, я сегодня набросаю материал. Сегодня с мамой поговорил на эту тему. Но ей хоть почти 80 лет, но это фото сделано задолго до ее рождения. Предположили, что фото сделано в Зуевке. Поскольку в 20-30-е годы дед и бабушка уехали из Низева, но жили в том же регионе. Мама моя родилась уже в Зуевке в 1937 году. А про жизнь в Низево до революции я сегодня пришлю рассказ (то, что мне бабушка рассказывала).
Алексей .

Да, редкое фото!

А нельзя ли его выложить в бОльшем разрешении. На первый взгляд, судя по деревьям, стоящим без единого листочка, больше похоже не на осень, а на раннюю весну. Если так, то это не сдача урожая, а наоборот. Или здесь настолько поздняя осень, что все листочки до единого уже опали?

Здравствуйте. Спасибо за публикацию истории моей семьи. Насчет фотографии "Сдача хлеба" узнал дополнительную информацию от мамы. Она подняла документы. Скорее всего, фото сделано в Дебесах (Удмуртия) в 20-е годы. В то время там проживали мои бабушка и дедушка. Там родился мой дядя. Кстати, это фото загрузилось на сайт не в очень лучшем качестве.


Алексей .