Размер шрифта:
Цвета сайта

Дети блокадного Ленинграда на фалёнской земле.

Гостеприимная фаленская земля.
В конце 1941 года на станцию Фалёнки из Ленинграда прибыли более 2000 детей и обслуживающего персонала из разных районов города.
Детей из Октябрьского района разместили в Репинцах, Леванах, Низеве, Николаеве. Эвакуированные из Кировского района были направлены в Солдари, Катаи, Бобинцы (Низевский сельсовет), Полынку, Тулегово (Николаевский сельсовет), Святицу. Два интерната были в Русской Саде, располагался детский дом в с. Белая. В Верхосунье привезли детей из двух детских садов. Всего было организовано 14 детских домов.
«Мы встретились с большими трудностями, поскольку во время эвакуации из Ленинграда эшелоны попали под бомбежку и дети остались без вещей. В кратчайший срок областные и районные организации предоставили под интернаты лучшие помещения, обеспечили нас обувью, одеждой, постельным бельем. Никаких продовольственных запасов у нас не было. Партийные, советские организации Фалёнского района помогли разрешить и этот вопрос…Мы по праву считаем вас участниками восстановления разрешенного бомбежками и обстрелами Ленинграда…»/Из письма фаленцам бывших зав. РОНО А. Барановой, директоров интернатов: Святицкого – К.Эренбург, Солдаревского – Е. Авинкиной.
«Первый год было тяжело, не знали местных условий, не было своих запасов. Районные руководители встретили нас хорошо, помог заведующий РОНО Дуванин, которого затем сменила Е.М. Байбарза, когда тот ушёл на фронт»/ вспоминает Луконина Агния Александровна, инспектор РОНО по детским эвакуированным учреждениям.
Анна Николаевна Рудакова, директор Низевского детского дома вспоминает:
«Встретили нас в Низеве очень хорошо. Председатель сельсовета помог разместиться. В тот же день истопили баню, всех детей перемыли, вкусно накормили и уложили уставших, измученных трудной дорогой ребятишек в чистые постели. На первое время нам выделили готовые дрова, позже в лесу делянку. Помогли председатель колхоза Г.А.Рякин, депутат с/совета Александра Рякина».
Детские дома и интернаты для детей Ленинграда содержались на средства колхозов, учреждений и предприятий района. За период войны эвакуированным детям было выделено 2, 5 млн. рублей пособия, около 14 тысяч рублей в порядке единовременной помощи и 230 тонн зерна. Жители района делились с эвакуированными последним куском хлеба, посудой, одеждой, окружали их повседневной заботой.
Дети и их воспитатели не сидели, сложа руки. На выделенных участках земли они выращивали овощи для своих столовых, работали в колхозах, на токах, теребили лён, убирали картофель – словом, старались обеспечить себя по возможности всем необходимым. Большую помощь оказывали колхозы. Например, в Леванах детский дом и колхоз заключили договор на засолку грибов. Баранова Анна Ивановна вспоминает: « Грибов было очень много. Привезли огромные бочки для засолки».
Самым трудным было заготовка дров. Женщины валили лес, возили на быках, ученики пилили и складывали в поленницы.
Из воспоминаний Авинкиной Елены Ульяновны, директора детского дома: « В Солдарях нас встретили приветливо. Председатель сельского совета Соболев и председатель колхоза Яговкин нам выделили гектар земли, засеянный озимыми, и лошадь по кличке Клоп. Но кличка нашим детям не очень понравилась, и его назвали Щеголь. Она служила нам верой и правдой. На ней мы возили продукты со станции Фалёнки. Весной 1943 года нам предложили посадить картофель, а уже на следующий год мы посадили 6 гектаров земли, на которой посадили овес, ячмень, рожь. В хозяйстве было 2 коровы, 3 поросёнка».
Анна Григорьевна Кропотина вспоминает: «Трудно жилось в те годы. Дети были голодные, измученные, бледные, больные. Учителя тоже сыты не были. В апреле 1944 года у нас была радость – дали кишки в Фалёнках на бойне. Шли пешком возле линию, радостные. Дома варили и ели. Выделяли иногда шерсть – делили среди учителей. Скот держали не все учителя: нечем было кормить, да и часть продукции сдавали в счёт заготовки»
Проанализировав источники информации можно сделать вывод, что в первые годы работы материально-техническая база была очень слабой, не хватало книг, тетрадей, чернил.
Клавдия Петровна Поршнева, учительница начальных классов, приехавшая в Белую в 1944 году, вспоминает: «Когда начинала работать, у учеников не было ни книг, ни тетрадей. Сама линовала листы математики, русского языка. Ребята, особенно местные, ходили голодные, учиться было тяжело. Кроме учёбы мы многое делали: перебирали картофель, копали его в холодные осенние дни, но старались никогда не унывать»
В Верхосунском детском доме учились при керосиновых лампах, тетрадей не было, писали между строк на старых книгах, ручек не было (привязывали железные перышки нитками к карандашу), чернила делали из сажи, учебниками пользовались коллективно, но учились старательно, больше половины было отличников и ударников.
В 1944 году в Фаленках организовали выставку в клубе (церковь). Каждый интернат показал свои работы: рисунки, вышивки, поделки, выращенные овощи. Выставка для того времени была прекрасной. Жители Фаленок с удовольствиями посетили её. На закрытии выставки воспитанники дали концерт художественной самодеятельности. Каких номеров здесь не было! Дети Низевского интерната показали прекрасные музыкальные номера, николаевские художественное чтение. После этого воспитанники стали выступать с концертами в военном госпитале поселка.
В детских домах проходили дни открытых дверей. Ребята и воспитатели готовились по определенным темам. Гостям показывали самое лучшее. Темы были разнообразные: санитарная работа, работа по физвоспитанию, внеклассная работа с детьми, день заведущей интерната и т.д. Ставились даже отрывки из балета «Щелкунчик», «Красная шапочка»
Физкультурная работа лучше всего была поставлена в Солдаревском интернате (заведущая Е.Авинкина). Хорошо учились в школе дети у Т. Эренбург (Святицкий детский дом).
Чтобы отвлечь ребят от домашних воспоминаний, учителя и воспитатели проводили различные вечера, кружки, игры, спортивные состязания. Особенно с удовольствием посещали кружок художественной самодеятельности: там они пели, танцевали, готовили концерты, а потом выступали и в своих детдомах, и в поле перед колхозниками, и в окрестных деревнях. Так же были кружки сельскохозяйственные по овладению агротехникой, спортивные, фотография (в Репинском детском доме), кройки и шитья.
Все интернаты вели переписку с бойцами фронта.
Детские дома были очень связаны с колхозами, на территории которых они располагались. Колхозники помогали детдомам обстроится на новом месте, правление выделили им земли, животных. В свою очередь воспитанники помогали колхозам в уборке урожая (в поле, на молотилках, теребили лён). Воспитатели помогали в проведении всевозможных кампаний: распространение займов среди населения, в уборке урожая, праздновании красных дат календаря. В интернаты приходили пожилые женщины, вдовы из местного населения, дети помогали им писать письма мужьям, сыновьям на фронт. Все было проникнуто духом войны.
Когда началась реэвакуация детей, круглые сироты-ленинградцы и местные дети были переведены во вновь созданные детские дома.
Подросшие ребята уезжали учиться в ремесленные училища г. Кирова, Омутнинска. После окончания войны ребят забирали родители, братья, сёстры, родные.
«С волнением вспоминаем эти суровые дни, время войны. Помним помощь и гостеприимство, оказанные ленинградцами на вашей земле. Желаем фаленцам успехов в труде, большого счастья!» - из телеграммы Е. Авинкиной и А. Барановой к 60-летию Октября.
Таким образом, во время войны на территории Фаленского района для эвакуированных ленинградских ребятишек было создано 14 детских домов. Жители района делились с эвакуированными последним куском хлеба, посудой, одеждой, окружали их повседневной заботой.

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office Dieti_blokadnogho_Lieninghrada.doc40.5 КБ
Иконка документа Microsoft Office Prilozhieniie_k_riepintsam.doc416.5 КБ
Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика