Размер шрифта:
Цвета сайта

Бельский киномеханик

​Как-то не чувствуется, что идёт у нас в России объявленный Год Кино. По крайней мере, для нас, сельских жителей, это незаметно. Конечно, где-то проходят фестивали, встречи с кинодеятелями, артистами, презентации новых фильмов, но мы от этого далеки. А ведь иногда так хочется сходить в клуб и посмотреть фильм, а перед этим пообщаться с приятельницей, обсудить дневные заботы и погрузиться в мир экранных героев. Телевидение не доставляет таких ощущений, мы к нему привыкли, как ко всему естественному в жизни.

Для меня кино – это мой папа, Андрей Филиппович Синкин, киномеханик Бельской установки. Я выросла в клубе, половину дневного времени там проводила, фильмы смотрела не по разу; как могла, помогала родителям, ведь и мама была там билетным кассиром.

Папа очень хотел стать лётчиком, после семилетки поехал поступать в Ульяновское лётное училище, да только голодное военное детство сказалось на здоровье, и его забраковали. Пришлось учиться в Перми на помощника машиниста паровоза. С железной дороги и в армию пошёл, где прикоснулся к своей мечте: на камчатском аэродроме три года обслуживал радиоаппаратуру самолётов. Вернулся домой, да так и остался на родине, в город не тянуло. Стал слесарем в мастерской, секретарём комсомола. Молодёжь свободное время проводила в клубе, и ему пришлось поработать там заведующим, а потом и училище кинофикации закончил. Недолго работал на передвижке в Соловьях и Нагорском, а потом стал механиком стационарной установки в Белой. Клуб был МТСовский, свет иногда отключали во время сеанса, но за кинобудкой был установлен керосиновый движок, его заводили, он давал ток. Народу приходило очень много, всегда полный зал. Но чтобы выручки было больше, он ещё и в Турунцы ездил с передвижкой. Однажды в августе я ходила с ним на показ. Аппаратуру и ленту везли на велосипеде, для просмотра устроились в ограде Турунцева Аркаши. Зрители расселись кто куда: на лавки, табуретки, бочки, дрова… Смотрели с азартом, даже небольшой дождь никого не выгнал из такого импровизированного зала. Обратно пробирались в темноте по грязи по полевой тропинке, дома оказались глубокой ночью. Вот такая романтика профессии киномеханика. Многие ведь бросали это дело, не хотели с утра до вечера работать за скромную зарплату. С утра папа тащил на почту кинобанки (иногда по шесть и больше тяжёлых круглых ящиков), отправлял их, получал новые, вёз их обратно и проверял в кинобудке: перематывал, склеивал. Надо было с утра же напечатать афиши, развесить их в разных уголках села, при этом со встречными поговорить, расхвалить фильм, пригласить. А вскоре уже на детский сеанс идти. Домой приходили они с мамой всегда к полночи. Не каждый мог выносить такой режим работы. Оставались в профессии только настоящие энтузиасты, любящие кино.

В семидесятые годы, когда работали уже в новом здании Дома Культуры, оформил такой Уголок кинозрителя, что любой кинотеатр позавидовал бы. Там помещал репертуарный план на месяц, сведения о запланированных кинофильмах, актёрах, режиссёрах, фотографии, портреты, вырезки из многочисленных журналов из мира кино, которые всегда выписывал. Этот стенд занимал большую стену в фойе. А оформителем он был от Бога: хорошо рисовал, печатал любым шрифтом разными красками. Наглядная агитация в селе, в основном, была изготовлена его руками, а в то время ей придавалось большое значение. К праздникам вывешивалась красивая стенгазета, плакаты, красные транспаранты натягивались через дорогу в центре села. И афиши писал не просто на бумаге, а на специальных фанерных щитах, на которых каждый раз приходилось смывать названия прошедших фильмов, белить и писать новые. Киномеханики народ такой, что печатали много и красиво. Помню из детства, как писал афиши Николай Николаевич Костицын, заменявший папу на время отпуска. Буквы у него выходили из-под кисти кругленькие, ровные, какие- то особенно красивые. Я сидела у стола, не отрывая глаз, и очень завидовала такому умению.

Школьников в селе было много, и папа с мамой организовали  работу «Детского кинотеатра». Из  ребят выбрали директора, кассиров, контролёров, рекламщиков. В кружке «Юный киномеханик» учились показывать фильмы. Желающих было очень много, ходили по очереди. Некоторые после школы поехали учиться на киномеханика. Многим папа дал такую путёвку в жизнь. Даже девушки учились. Тогда называлось это наставничеством.

В районной киносети проводились профессиональные конкурсы, в которых отец занимал призовые места. У нас хранится фотография из газеты, где он стоит с лентой «Лучший по профессии» на плече. А ещё много грамот за труд, за участие в самодеятельности. Он награждён знаком «Отличник кинематографии», Грамотой министерства, не раз заносился на районную Доску Почёта.

Не могу не сказать о ещё одной стороне его творческой натуры: он был замечательным самодеятельным артистом. Хорошо пел, особенно народные песни, часто выбирали его даже на областные смотры защищать честь района. Был незаменимым конферансье на концертах, красиво объявлял номера. Выразительно читал стихи и прозу, интермедии. В спектаклях ему давали главные роли, а лучшего Деда Мороза в Белой не было.

Вот такой был в нашем селе киномеханик. Его любили и уважали, до сих пор помнят, говорят с почтением и грустью. Он горел на работе, а прожил всего пятьдесят три года. И Год Кино для него был бы особым годом.

В конце сентября все работники кино будут отмечать свой профессиональный праздник, и хочется от нашей семьи поздравить всех ветеранов кино района с этим днём, пожелать здоровья, надежды на всё лучшее и светлое, хороших воспоминаний о прошедших днях работы в системе кинопроката.

 

 

И.Лыскова

Деревни, сёла, поселения района: 
Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика