Размер шрифта:
Цвета сайта

Зарождение образования

Население всех наших пяти волостей, располагавшихся на территории современного Фалёнского района, долгое время было почти сплошь неграмотным. Между тем, в связи с развитием хозяйства, экономики, культуры тяга к знаниям, к образованию росла, особенно в городской сфере, но наблюдалась и среди крестьянства. Царское правительство, многочисленные чиновники опасались, что распространение просвещения поднимет сознание народных масс, и не уделяли внимания делу начального образования. Чиновники предлагали направить всё дело на утверждение среди крестьян правил православной веры и обязанностей верноподданства как главных основателей правильности и порядка. И не случайно, что руководство умственной жизнью народа в те времена целиком принадлежало духовенству. Оно несло на себе полную ответственность за борьбу со всякими рода иноверцами. Фото Успенская церковь в Святице. Начало ХХ века. Построена в 1813 г.

К 1763 году на территории наших волостей существовали уже Святицкая. Полынская, Бельская, Березинская (Николаевская), Верхосунская, Низевская, Верхнесвятицкая (Ильинская) церкви, а школ не было ни одной. Святицкая церковь была построена в 1651 году, через 35 лет - Полынская и так через некоторые промежутки времени, одна за другой - остальные. Первые учебные заведения, появившиеся в губернии, находились в руках духовенства. Для церквей требовались грамотные служители, а количество церквей росло. В 1862 году была построена Верхобельская, а 1888 году – Нагорская, в 1900 году -Талицкая и в 1908 году - Верхнекосинская (Поломская). Первым учебным заведением в Вятке в 1723 являлась школа для духовного юношества, преобразованная в 1734 году в духовную семинарию. Лишь в сентябре 1776 гола было открыто в Вятке главное народное училище, затем в 1787 году - Слободское малое народное училище. К 1790 году в губернии существовало Училища подчинялись губернской администрации, педагогическая администрация отсутствовала. Но в 1802 году был опубликован царский манифест об учреждении Министерства образования, а при нем - Главного управления училищ. В 1804 году создали учебные округа, центры которых находились в университетских городах. Вятская губерния вошла в состав казанского учебного округа. С перестройкой учебных заведений в соответствии с уставом 1804 года в Вятке не торопились. Главное народное училище преобразовалось в Вятскую мужскую гимназию лишь в 1811 году. Малые народные училища должны были преобразовать в уездные училища. Предусматривалось создание нижней ступени училища - приходских училищ. Первое приходское училище появилось в 1817 году в Вятке. Материальное содержание приходских училищ ложилось на плечи крестьян и городского самоуправления. К 1828 году в губернии открылось семь уездных и десять приходских училищ. Стремясь поставить как можно больше начальных школ под прямой контроль церкви, власти приступили к открытию церковно-приходских школ. С середины XIX века в губернии появились женские учебные заведения. Хотя доступ в малые и главные народные училища был открыт и девочкам, но во всей губернии не оказалось никого, кто выразил бы желание отдать в училище дочерей. Часть девочек в городах получали домашнее образование или учились в Вятке в частных женских пансионах. Девочки из крестьянских семей оставались неграмотными. До открытия сельских школ одиночки мальчики из богатых и зажиточных семей учились в домах служителей церкви. За это приходилось немало платить как деньгами, так и сельхозпродуктами. В конце 50-х годов XIX века появились в Вятке, а также в некоторых уездных городах женские приходские и духовные (епархиальные) училища, прогимназии и гимназии, по окончании которых девушек принимали на работу в школы учительницами или помощниками учителей. Основными типами массовых школ являлись приходские и начальные училища, церковно-приходские школы. Все они имели одно название - начальные народные училища и оставались одноклассными. Мальчиков и девочек в них принимали не старше двенадцати лет, начиная с девятилетнего возраста. Сельские приходские училища, не имея материальной базы, открывались и закрывались у нас в волостях очень часто, допуская большие перерывы в работе. Большую роль в развитии народного образования сыграло Вятское земство. С 1871 года уездные земства несли главные расходы на начальное обучение. Но в 80-е годы земские народные училища начали резко сокращаться в связи с началом периода политической реакции в стране. Открытие земских школ стало задерживаться, зато поощрялось открытие церковноприходских школ. После выхода Положения о церковно-приходских школах 1884 года и правил о школах грамоты 1882 года часть земских школ перешла в ведение епархиальных (церковных) властей. В. Сычев, В.Ситников

Аналитика

Яндекс.Метрика