Размер шрифта:
Цвета сайта

Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь.

Типы публикаций: 

Первое поселение русских людей на территории Фаленского района, Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь, основан старцем Гурием около 1607-08 гг. на речке Алешихе в 3-х километрах от современного села Николаево (см. так же сноску). Самое древнее упоминание о монастыре – грамота царя В. И. Шуйского « Об отдаче на оброк дикаго раменья, покосов и рыбной ловли Чепецкой Крестовоздвиженской пустыни» от 25 февраля 1608 г.

По этой грамоте монастырю была отдана земля «… по обе стороны Чепцы реки от Тютрюминых гор до р. Сады …» Затем начинается колонизация этих земель монастырскими крестьянами, По переписи 1615 г. в вотчине монастыря уже были 4 населенных пункта: починок на Яровых горах (в нем 3 двора: Ивашки Лыскова, Гаврилки Мастюгина и Куземки Поздеева), займище повыше Яровых гор Омелки Пермина, починок Островной (в нем двор Демки да Гришки Судовиковых, дворы Сергейко Судовикова, Сеньки Лытаева, Васьки Иванова сына Рякина), починок выше Святицких гор Фетки Зырянова. Итого 8 дворов. В 1662 г. за монастырем числилось уже 82 крестьянских двора, в 1678 – 188 дворов, в 1722 г. – 369 дворов с 1612 душами, десятки деревень и починков и 3 мельницы.

Монастырь являлся крупнейшим землевладельцем Вятки. Его владения занимали всю северную часть современной территории Фаленского района на правобережье р. Чепцы и левобережье р. Чепцы, включая низовья ее притоков (по р. Святице, включая д. Мошни; по р. Саде, включая д. Зарубенки и все деревни по речке Падерихе). Т.е. по современному административному делению – Это территория Николаевского, Низевского, Левановского, Фаленского и частично Советского сельских округов. В 1768 г. постройки монастыря включали две церкви: Крестовоздвиженскую и Тихвинскую (Во имя Пресвятой богородицы Тихвинской), колокольню, двухэтажные кельи настоятеля, братскую трапезу, келарскую (келарь – монаж-завхоз), хлебню, кухню и 12 покоев братских. Все постройки деревянные и обнесены деревянной оградой длиною 332 сажени (708 метров). Внутри ограды находилось также небольшое кладбище. В 1763-64 гг. Екатериной II была проведена секуляризация церковного имущества. На Вятке, как и по всей России, ликвидировано большинство монастырей. На всю губернию предполагалось сохранить только 5 крупнейших, и среди них – Верхочепецкий. Но пожар, произошедший 29 мая 1769 года, решил судьбу монастыря по-другому. Пожар был настолько сильный, что расплавились церковные колокола и «всякое строение без остатку погорело…». Все 17 монахов и уцелевшее от пожара имущество: 47 ценных икон, десятки книг, 14 пудов горелой колокольной меди др. были переведены в Слободской Богоявленский монастырь, который впоследствии стал называться Слободским Крестовоздвиженским. А по просьбе местных жителей, на месте престолов сгоревших церквей монастыря, епархиальное начальство разрешило построить деревянные с крышами балдахины. Затем на этом месте была построена Крестовоздвиженская часовня. Так закончилась 162-летняя история существования монастыря на Фаленской земле. Бывшие монастырские деревни вошли в приходы сел Низева, Николаева, Сады и частично Святицы и Полынки. А по административному делению вся эта территория была объединена в Островновскую волость Слободского уезда, центром которой до 1918 г. была д. Островное, а с 1918 г. поселок Фаленки.

Примечание: Следует иметь в виду, что краевед О. Н. Виноградов нашел в центральных архивах данные, что монастырь был основан еще раньше – в 1602 году иеромонахом Хлыновского Успенского монастыря Нафанаилом. Сычев В.

Аналитика

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования


Яндекс.Метрика