Размер шрифта:
Цвета сайта

Село Святица

Село Святица (Святицкое, Светица) – первое село на территории района.
Название получило по названию реки. Первая деревянная церковь построена в год основания села – в 1651 г. и названа в Честь и память Всех Святых (Всехсвятская). О. Н. Виноградов называет точную дату основания села 19.08.1651. Храмозданная грамота на первую церковь не сохранилась.
В 1675 г. вместо нее построена новая деревянная церковь того же наименования.
В 1710 году на «Погосте у речки Святицы» проживали одни священники.
В 1760 – 63 гг. построена вновь деревянная церковь того же наименования с приделом в честь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев (освящена в ноябре 1763г.) А в следующем, 1764 г. старую церковь разобрали.
В 1805 году начата, а в 1813 – завершена постройка каменного храма Во имя Успения Божьей Матери с двумя приделами в честь Вех Святых и Святейших Афанасия и Кирилла Александрийских патриархов (Храмозданная грамота от 17.01.1805г. выдана в ответ на прошение 1804 г.). Старую деревянную церковь разобрали в 1815 г.
Приделы освящены 28 и 29 сентября 1813 г., а холодный Успенский храм освящен в 1818 г. На зиму холодный храм отгораживался временной перегородкой и богослужения велись в теплых приделах. В Пасху, на лето перегородку снова убирали. Позднее, в подвальном этаже, устроен еще один, пещерный престол в честь Св. Пророка Ильи.

Эта Успенская церковь и сохранилась до наших дней в полуразрушенном виде.

Самая древняя вещь, хранившаяся в церкви – Служебник, изданный в Москве в 1657 году.

В 1853 г. построена еще и деревянная Трехсвятительская кладбищенская церковь (разобрана в советское время).
В 1882 году прихожане Святицкой церкви из деревни Короли (Вверх по р. Тымпалке) Юрской волости построили деревянную часовню в память мученической смерти царя Александра II. Часовня освящена и названа «Во имя Пресвятой Богородицы небесной покровительнице русского народа и ныне царствующего державного и августейшего дома, в честь преславного Рождества Ея». В 1882 году часовню превратили в церковь, которую назвали в честь Архангела Михаила.
15 января 1886 года указом Священного Синода из деревень Святицкого и Ильинского приходов выделен новый Мало-Королевский приход, включавший деревни по границам современных Фаленского района и Ярского района Удмуртии.

Святицкий приход в 1872 г. состоял из 79 селений, а в 1908 – из 73 деревень и починков Глазовского и Слободского уездов. Село являлось центром Святицкой (Лекомской) волости Глазовского уезда.

После революции, в названии села букву «Я» поменяли на «Е».
Как следует из сводки ЧК-ОГПУ о политическом положении в Вятской губернии, 3 февраля 1919 г. отдел особых формирований по делу о контрреволюционной агитации в Святицкой волости Глазовского уезда приговорил трех священников к расстрелу. Святицкий священник Ардашев Алексей Александрович, арестованный 4 января 1919 года, изобличен, кроме того, в принадлежности к Союзу русского народа и хранение черносотенной литературы. Дело рассматривал Реввоентрибунал штаба 3 армии Восточного фронта. Всвязи с этим делом Святицким исполкомом было вынесено постановление «о запечатании церкви и полном прекращении церковных обрядов». (Два других священника не упоминаемые в сводке были, очевидно, Филимонов и Курочкин из села Ильинского. О них писал еще Н.П. Шулепов в 1987 г. )
30 декабря 1919 г. представители церковной общины (Козьма Четвертных, Григорий Торопов, Петр Мартьянов, Семен Яговкин, Артем Гордин, Елизар Ветошкин, Николай Московкин, Василий Мартьянов, Исаак Егорович Ушаков, Елизар Андрианович Порошин , Андрей Семенович Целоусов, Василий Меньшиков, Алексей Воробьев, Сергей Бабурин, Алексей Четвертных, Михаил Кропотин и неграмотные Никанор Фоминых и Никанор Кропотин (за них расписался Тимофей Бородин), подписали с председателем Святицкого совета Игнатием Шуклиным соглашение о передаче церковных зданий в бессрочное и бесплатное пользование.
К этому договору прилагалась опись церковного имущества (см. прикрепленный файл).

В 1920 году Вятским губревтрибуналом осужден к 3 годам лишения свободы условно, за антисоветскую агитацию святицкий священник Князев Михаил Иванович, 1853 г. р. (Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован в 1992 г.)

В 1924 году председателем исполнительного органа церковно-приходского совета православной религиозной группы с. Святицы был Никулин Федор Корнилович, 1874 г.р. из д. Трехи, казначеем Бабурин Давид Ильич, 1874 г.р. из д. Барминцы, а секретарем – священник Упшинскаий Александр Александрович.
За период с 1919 по 1924 гг. в Успенской церкви переложена одна духовая печь и две печи исправлены. Отремонтированы и остеклены рамы. Вокруг церковной ограды устроены коновязи.

Закрытие

Первая попытка закрыть церковь, как описано выше, была еще в 1919 году.
Второй раз церковь временно закрыли решением Фаленского райисполкома 27 декабря 1935 «всвязи с эпидемией скарлатины». Верующие написали жалобу в Киров. С 26 марта 1936 г. богослужения возобновились.
Окончательно закрыта решением Исполкома Областного Совета от 25 мая 1940 г.
Последний священник отец Сергий Ардышев (Ардашев Сергей Алексеевич), 1893 г.р. уроженец с. Святицы и его жена Александра Константиновна, проживавшие в д. Шукли осуждены в 1942 году по статье 58 п. 10 У.К. Р.Ф. За пропаганду или агитацию против советской власти к 10 и 8 годам лишения свободы. Реабилитированы в 1992 г. Их сын Евгений воевал на фронте и числится в безвозвратных потерях дважды. Первый раз, как убитый в бою в 1943 году, причем в листке безвозвратных потерь в графе «адрес жены или родителей» записан брат Юлий Сергеевич, проживающий в д. Шукли. Второй раз Старшина Ардышев Евгений числится пропавшим без вести в 1944 г. на поле боя в Северной Трансильвании. Причем на этот раз запись сделана по данным Фаленского РВК и со слов председателя сельсовета, хотя обычно такие записи делались со слов близких родственников. Видимо, в Шуклях родственники священника уже не проживали. Старший брат Сергея Ардашева, тоже уроженец с.Святицы Ардашев Николай Алексеевич, 1988 г.р., служивший священником в с. Пудем Удмуртской республики был арестован еще в 1937 году и приговорен к 7 годам лишения свободы.
Война заставила пересмотреть отношение к религии. В стране снова открываются храмы. В сентябре 1943 года жители деревень Мулы и Шешпели написали заявление в Киров с просьбой разрешить богослужение в церкви. Из Кирова запросили доклад о состоянии здания. Районные власти ответили, что святицкий храм – единственное церковное здание в районе, но находится в совершенно непригодном состоянии: нет иконостаса, отсутствует церковное имущество, раскрыта крыша, а колокольня полуразрушена.
Вопрос о восстановлении церкви поднимался и в конце ХХ века, но колхозу и местной общине не набрать таких средств, а епархия восстанавливает и строит церкви только в городах и крупных поселках.
Зато в конце ХХ века в название села вернулась буква «Я».

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Opis_tsierkovnogho_imushchiestva_siela_Sviatitsa.doc24 КБ
Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

К вниманию,всем кому не безразлична судьба церкви в Святице.В Георгиевской церкви в Фаленках установлена урна на сбор пожертвований для храма "Успения Божией Матери". Прошу вас быть не равнодушным к благому делу.Для тех кто редко приезжает в Фалёнский район так же есть возможность пожертвовать положив деньги на телефон 8-905-861-32-00 "Билайн" там можно снимать с счёта номера наличность через денежные переводы"Юнистрим" Ещё один ящичек находится в магазине"Гармония"в Фалёнках,и в с.Святица тоже в магазине.Окажите помощь!

Благославление на сбор пожертвований для востановления храма в с.Святица дан настоятелем Георгиевской церкви п.Фалёнки о.Виктором.

Очень хотелось бы поподробнее узнать о нашей церкви. Если есть возможность, могли бы Вы, Виктор Иванович, поделиться информацией о фондах, имеющихся в ГАКО? Заранее спасибо!

Ещё для информации,ящички размещены в Фалёнках магазин"Гармония"рядом с терминалом оплаты услуг на первом этаже,и в магазине села Святица.Так же открыт счёт для пожертвования на храм в сбербанке.Счёт и контактные телефоны напишу позже.

Здравствуйте, Виктор! Меня крайне заинтересовало в вашем посте упоминание о святицком священнике Михаиле Князеве.Скорее всего это мой прапрапрадед! нет ли у вас более подробной инфрмации о нем? С уважением, Алексей.

Князев Михаил Иванович, 1853 г. р. Священник с. Святица Фаленского р-на. В 1920 году Вятским губревтрибуналом осужден к 3 годам лишения свободы условно, за антисоветскую агитацию (Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован в 1992 г.

Я мало что знаю об этом священике, т.к. по-видимому он служил в Святице очень недолго, не более года. Его точно не было в Святице в начале 1917, и в деле о Святицком храме за 1919 г. перечислены 5 служителей культа - его там тоже нет.

Источник моих сведений - Книга Памяти жертв политических репрессий Кировской области. "

Ссылка на Вятский синодик: http://martirologvyatka.ortox.ru/vjatskijj_sinodik_-dukhovenstvo/view/id/8164

Сложность еще и в том, что в Списке священнослужителей Вятской епархии... на 1 января 1917 г. числятся два Князевых Михаила. Один - в с. Адышево Орловского уезда, другой - в с. Новопоселенное (Коростино) Сарапульского уезда.

Спасибо за ответ! Скажите, исходя из своего опыта, имеет ли смысл обращаться в архив, зная только ФИО. И какие сведения могут содержать т.н. клировые книги? 

 

Клировые веомости - довольно содержательный источник, содержащий послужной список и состав семей служителей культа. Я работал с ведомостями середины 19 века.  В ГАКО они есть:

"Основной комплекс клировых ведомостей сосредоточен в описи № 70 фонда Вятской духовной консистории (1912 дел, 1741-1921 гг.). В описи представлены клировые ведомости всех уездов Вятской епархии, но с разной степенью полноты. Документы церквей Сарапульского уезда, об ъединены также в описи № 79 (157 дел, 1830-1915 гг.). И т.п. "
dl.dropbox.com/u/28544/kirovgako.ru/%D0%.doc/о

Кроме послужного списка (образования и трудовой биографии священнослужителей) в них содержится и полный состав их семей.

Так что это ценный источник для составления родословной потомков лиц духовного сословия.

Сбор пожертвований на Святицкий храм"Успения Божией Матери" перечислять: Кирово-Чепецкое ОСБ №5766/077 ПГТ ФАЛЁНКИ ИНН 7707083893 СЧЁТ МФР 30301810527000602731 В Кировском ОСБ № 8612 г.Киров БИК 043304609 Корр.счёт 30101810500000000609 счёт 42307810027310401062 Ситниковой Любови Цзывеновне.Рассчитываем на поддержку и понимание,на столь благородное дело.

Добрый день!
Меня очень заинтересовал пользователь zam2881. Отзовитесь , пож-та, я тоже склонна предполагать , что Михаил Rнязев является моим прапрадедом. Моя почта ula2003@land.ru

Меня интересует д.Блины,которая находилась между д.Макаровщина и д.Башмаки

Александра, я ответил Вам здесь: форум Моя родословная

Яндекс цитирования


Яндекс.Метрика