Размер шрифта:
Цвета сайта

Станция Фалёнки Пермской железной дороги в 1898 — 1916 годы (По материалам Памятных книжек и Календарей Вятской губернии)

Деревни, сёла, поселения района: 
Типы публикаций: 

 

1. Строительство Пермь-Котласской железной дороги

Станция13 мая 1895 г. император Николай II утвердил положение о сооружении ширококолейного железнодорожного пути от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Согласно положения, дорога составлялась из двух участков, Пермь — Вятка и Вятка — Котлас, различного значения: линия Пермь — Вятка является необходимым звеном в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Петербургом; линия Вятка — Котлас главным своим назначением имела «доставление северу России дешевого хлеба».

В деловых кругах Вятки новость эта вызвала ликование. Городская дума единогласно избрала министра финансов С.Ю. Витте Почетным Гражданином г. Вятки, ведь так необходимую, первую в губернии железную дорогу, на которую уже начали собирать деньги акционеров, решено было построить на казенные деньги, а значит, и в кратчайшие сроки. Сооружение производилось управлением Сибирской железной дороги под фактическим надзором государственного контроля. Окончание постройки ожидалось к осени 1898 г. Но в сроки немного не уложились.

Хотя 2 ноября 1898 года, официально по дороге уже прошел первый поезд, но движение, как видно, еще не открыли. Движение началось с 22 декабря 1898 г. после сдачи моста через р. Вятку у разъезда Гирсово. Ну а приемка дороги государственной комиссией (осмотр) произведена только 26 августа 1899 г. (Салтыков Е.В. История железных дорог Вятского края// Энциклопедия Земли Вятской, том 10. Промышленность. Киров, 2008 г. С. 331.)

* * *

 

Памятные книжки Вятской губернии - это ежегодники официальной справочной информации, издаваемые с 1853 до 1916 годы. В настоящее время Памятные книжки являются одним из наиболее ценных провинциальных исторических источников. В нижках отражались основные события, происходившие в губернии. Разумеется, есть в Памятных книжках и упоминания о Фалёнках, в основном в информации, касающейся строительства и начала эксплуатации железной дороги.

В 1898 и в начале 1899 г. дорога еще строилась, т. к. в Памятной Книжке и Календаре Вятской Губернии на 1899 год еще были расписаны участки строительства. Наш 4-ый участок находился при Косинской фабрике Рязанцевых в Слободском уезде (пос. Косино). Начальник участка — инженер Александр Иванович Маркус. На участке к северу от г. Вятки рабочие поезда с платформами начали ходить уже в 1896 г. А на участке к востоку от г. Вятки в 1896 г. работы в пределах губернии приостановили, т. к. изменился проект: вместо направления через села Уни и Ухтым, решено строить путь через Глазов, короче первого на 59 верст. Вот так, в результате пересмотра проекта, и была дана жизнь будущему поселку Фалёнки. В списке станций на начало 1898 г. Фаленки еще не называются.

Временное движение в конце 1898 г. открыто только на участке от г. Вятки (станция Загарский Перевоз) до Перми (временная станция Кама).

Сквозное движение по всей линии от Перми до Котласа открылось только с 1 февраля 1899 года. В прямое товарное сообщение с дорогами всей железнодорожной сети, с применением общих тарифов, дорога включена с 16 июня 1899 года. С 1 января 1900 года Пермь-Котласская железная дорога объединена с Пермь-Тюменской дорогой и после слияния переименована в Пермскую железную дорогу. И с этого же времени включена в прямое пассажирское сообщение с введением на ней общего пассажирского тарифа.

 

 

2. СТАНЦИИ

 

Железнодорожные станции тогда строили не так часто, как в наши дни, а примерно верст через 20-30. Всего в пределах Вятской губернии открывалось 16 станций и 1 пассажирская платформа. Полный список станций между Глазовом и Вяткой был такой: Глазов-Яр-Фалёнки-Зуевка-Ардаши-Просница-Полой-Вятка. И на этом участке пути с 1902 года назначается еще одна 2-минутная остановка, — пассажирская платформа на 346 версте, между станциями Фаленки — Зуевка (скорее всего, это будущая станция Коса, где первоначально и располагалось руководство 4-го участка строительства железной дороги). Фаленки находились на 325 версте, а Зуевка — на 355 версте от Перми (1 верста = 1,064 км).

Все станции были разделены на классы. В 1900-1903 станция Фаленки имела низкий 4Б класс (Зуевка, Яр и Глазов— 4А класс, Балезино — 3 класс, Вятка — 2 класс). Для обслуживания и ремонта паровозов и составов в Зуевке и Мурашах имелись главные депо, а в Балезино и Вятке - оборотные депо.

В расписании так же указывалось, что на крупных станциях Вятка, Просница, Зуевка, Глазов и др. имеются буфеты. Но в сноске под расписанием пояснялось, что в действительности на ст. Мураши буфет без горячей пищи, а в Балезино, Проснице и Юрье только «чайные столы». Как видно, станция Зуевка по статусу была выше Фаленок, там находились квартиры начальника 2-го участка пути и врача 15-го участка, депо и буфет. И даже церковь, школа и почта при станции Зуевка появились значительно раньше, чем в Фалёнках.

 

3. ПОЧТА

 

С 1912 года впервые в Адрес-календаре Вятской губернии начинает упоминаться почтовое отделение при станции Фалёнки, осуществлявшее «прием и выдачу корреспонденции всякаго рода». Это первое почтовое отделение на территории нашего района. В предыдущие годы ближайшие почтовые отделения находились в сёлах Коса, Сезенево и на станции Зуевка.

В 1914 г. началась Первая мировая война, большинство мужчин мобилизованы в армию, и нагрузка на почты возросла. Поэтому в 1916 году в губернии открываются новые почтовые отделения, в том числе и в наших волостных центрах: Островновское и Святицкое. Так что, если до 2016 г. почту в Святице не закроют, - появится очередной повод отметить 100-летний юбилей.

 

4. РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

 

С 15 октября 1902 г. в Календарях публикуется уже постоянное расписания движения почтово-пассажирских и товаро-пассажирских поездов по Котласской линии Пермской железной дороги. От Перми до Котласа ходил почтово-товаро-пассажирский поезд №3К. Время в дороге — 37 часов 47 минут (расстояние — 811 верст, скорость паровозов не высока — около 20 км/ч). Поезд прибывал в Фалёнки утром в 8 часов 03 минуты по Петербургскому времени, а по местному времени — в 9-28, стоянка — 15 минут. (Правительство России не присоединилось в 1884 г. к международной системе часовых поясов, поэтому до 1919 г. в России не было деления на часовые пояса. В каждой местности соблюдалось истинное (астрономическое) время. Вот почему разница во времени с Петербургом в Фалёнках составляла 1 час 25 минут, в Зуевке уже 1 час 23 минуты, а в Вятке — 1 час 17 минут. Представляете, какая была путаница, если пассажиру по приезду на станцию необходимо было перевести свои часы. Хотя понятно, что часы в то время были предметом роскоши, и наши крестьяне привычно без них обходились, приезжая на станцию заранее. Ведь не факт, что и поезда ходили тогда, в точности соблюдая расписание).

Обратный почтово-товаро-пассажирский поезд Котлас-Пермь №4К проходил через Фаленки вечером в 7 часов 28 минут (по Петербургскому времени). Стоянка — 10 минут. Таким образом, через Фалёнки, до пуска в эксплуатацию в 1906 г. линии дороги Вятка-Санкт-Петербург, ежедневно курсировали только 2 пассажирских поезда.

 

 

5. ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

 

Как и станции, все вагоны, в зависимости от качества обслуживания, делились на 4 класса. Перевозка пассажиров в вагонах самого низшего, 4-го класса производилась только партиями не менее 30 человек. В вагонах 3 класса имелись дамские отделения, а отделения для курящих — в вагонах всех трех классов. Соответственно от класса зависела и цена билета.

В 1899 г. провоз пассажиров стоил — от ¾ копейки с пассажиров 4 класса, до 3 коп. с пассажиров 1-го класса за версту. Дети в возрасте до 5 лет провозились бесплатно, а за детей от 5 до 10 лет взымалась половина платы.

В 1900 г. билет от Фалёнок до Глазова стоил от 50 копеек (4 класс) до 2 р. 43 коп. (1 класс). Детский — от 13 до 60 коп. Провоз багажа — 5 р. 58 коп. за пуд. От Фалёнок до г. Вятки - взрослый от 99 копеек (4 класс) до 4 р. 75 коп. (1 класс), детский — от 25 коп. до 1 р. 20 коп.

В 1911 году плата за проезд по всем железным дорогам определена в размере 2,5 коп. за каждую версту.

В течение 1902 года со ст. Фалёнки отправилось 3017, а прибыло 3243 пассажира, не считая воинских чинов и арестантов. За 1903, соответственно 3261 и 3866. И с каждым годом эти цифры растут.

 

 

6. НАЧАЛЬНИКИ СТАНЦИИ ФАЛЁНКИ

 

На эту должность назначались люди не местные и служили они здесь не долго, часто переводились с места на место. После службы на станции Фалёнки многие начальники уходили на повышение.

1899 году начальником станции Фалёнки служил Скакунов Алексей Алевфериевич. В следующем, 1900 году, он уже в звании запасного писаря числится начальником станции Яр, а в 1905 г. он уже запасной старший писарь и начальник станции Кез.

В 1900 г. начальник станции - запасной рядовой Скобелкин Дмитрий Григорьевич.

В 1902 —1906 гг. - крестьянин Иван Федорович Зенцов. Этот выходец из крестьян сделал приличную карьеру на железнодорожном поприще. В 1907 г. Зенцов переведен на повышение начальником станции Балезино, где служил до 1915 года включительно. В 1909 г. за службу его наградили званием потомственного почетного гражданина.

В Фаленки на место Зенцова в 1907 г. назначен мещанин Николай Робертович Коль (служил в 1907-08 гг.)

В 1909-12 гг.— начальник станции - мещанин Павел Андреевич Хлопин. А в 1913-14 гг. — мещанин, Иосиф Францевич Домбровский, опытный специалист, до этого в 1898 - 1909 гг. послуживший начальником станций Луза, Балезино, Просница и Полой. В 1915 г. его сменил крестьянин Яков Григорьевич Збарицкий, служивший до этого, в 1908-10 гг. начальником станции Великая. У нас он задержался только на 1 год, в 1916 уже записан начальником в Юрье.

В последней Памятной книжке 1916 года начальником станции Фаленки записан крестьянин Арсений Козьмич Буланов.

 

Значение железнодорожной станции Фаленки в ХХ веке все более усиливается. В 1906 г. была построена Вятская линия Северной железной дороги (Вятка-Котельнич-Вологда), соединившая Вятку с Петербургом. А в 1916 году с окончанием Транссибирской магистрали, участки Котельнич — Вятка и Вятка — Фалёнки - Пермь Пермской и Северной дорог вошел составной частью в крупнейшую в мире железнодорожную «артерию» Москва — Владивосток.

 

Фотографии к статье:

1) В заставке - найденная в интернете фотография неизвестной Ж.Д. станции начала ХХ века. Постройки на станции типовые: здание вокзала и водонапорная башня, но согласитесь, очень похоже на Фалёнки, с той лишь разницей, что железная дорога в Фалёнках до Великой Отечественной войны имела только 1 путь. Ссылка на источник: http://visual.rzd.ru/dbmm/images/56/5194/1138

2) Фото пряжки, к мундиру служащего Пермь-Котласской железной дороги. Ссылка на источник: http://gel-doroga.narod.ru

 

В. Сычев     2013 г.

Аналитика

Яндекс.Метрика