Размер шрифта:
Цвета сайта

села Суна, Сада, Короли

Деревни, сёла, поселения района: 
Типы публикаций: 

В 1917 г. современная территория района включала не только приходы 14 сел, которые позднее административно вошли в состав района. Часть деревень окраин района входила так же в приходы сел Суна Зуевского района, Сада и Короли Удмуртской республики. 

Село Суна (Васильевсое, Малая Суна)

 


Сейчас это село находится в Зуевском районе. Но многие населенные пункты западной части Фаленского района, включая деревни Медвежена и Подоплеки, входили в Сунской приход.
Датой основания села считается 1694 год, хотя известно, что в 1694 году церковь там уже была. О. Н. Виноградов называет дату – 1684 год – дату выдачи храмозданной грамоты на постройку первой церкви. 
В переписи 1710 года село именуется как «Погост вновь а на том погосте церковь во имя Василья Великого Кесарийского деревянная…». 
Позднее приток Косы, на котором стоит село и само село назовут Суной. А так как село с таким названием в Хлыновском уезде уже было, в документах оно будет записываться как Малая Суна или Суна – Васильевское.

Итак, первая деревянная церковь, построенная между 1684-94 годами, называлась Василевской (во имя Василия Великого Кессарийского). 
В 1725 году выдана храмозданная грамота, а в 1727 построена и освящена новая деревянная церковь того же наименования.
Суна – редкое, для нашей губернии село, в котором в начале ХХ века имелось два каменных храма. В 1774 году построена каменная Воскресенская церковь (Во имя Воскресения Господня) с приделами Святителя Василия Великого и Святого Праведного Артемия Веркольского Чудотворца. А В 1895 построили еще и Михайловскую (Во имя архангела Михаила) каменную церковь на кладбище села. Кроме того, в деревне Чистюнинской (Блиновской) Сунского прихода, имелась деревянная часовня, построенная еще в 1868 году.
В 1908 г. в приход входило 70 селений – 9092 жителя.
Церковь в Суне закрыли в феврале 1939 года.

Здание использовалось под склад.

В настоящее время церковь восстанавливается.

"Воскресенскую церковь возвели в  в «устюжском» стиле. История этого храма связана с именами замечательных вятских архитекторов Ф.М. Рослякова и И.А. Чарушина. К числу интересных особенностей этой церкви можно отнести наличие пещерного храма, освящённого 23 июня 1909 года во имя святителя Евгения, епископа Херсонского.
К сожалению, основное здание церкви занято под складские помещения, колокольня разрушена. Величественный и удивительно красивый храм с немым укором смотрит на окружающий его мир. А вот пещерная церковь действует, окормляют приход священники Кирово-Чепецкого благочиния. Вот на столетии этой необычной церкви и побывали паломники из Кирово-Чепецка, прибыв сюда на двух автобусах Всехсвятского собора.
12 ступеней вниз, и мы в маленьком храме. Полукруглые невысокие своды, окна на уровне земли. По стенам кое-где проступают росписи, где-то сохранилась старая лепнина. Среди икон много старинных образов".(Информация и нижнее фото с сайта http://www.blagoslovi.ru/stoletie-peshchernogo-khrama).

 

Село Сада (Сады)

 

Дата основания – 1768 г.
Сейчас это село административно относится к Ярскому району Удмуртской республики, но в его приход входили деревни нашего района, расположенные на левом берегу речки Сада.


Садинский приход выделился из приходов сел Николаево и Елово. На нашем берегу Сады стояли дворы монастырских крестьян Верхочепецкой вотчины. На противоположном – дворы новокрещенных (принявших христианство) удмуртов.
12 декабря 1767 года выборные Даниил Князев (от Николаевско-Березинского прихода) и Дамиан Метелев (от Еловского Троицкого прихода) обратились с доношением от приходских людей из починков при реке Саде с просьбой выдать разрешение на постройку церкви.
14 марта 1768 г. выдана храмозданная грамота на постройку «при деревне Монастырской Саде» деревянной Покровской церкви (В честь Покрова Пресвятой Богородицы) с приделом В честь Святых Апостолов Петра и Павла.
«Первая церковь построена в 1769 г., деревянная. В холодной церкви престол освящен 8 ноября 1769 г. во имя Св.Апостолов Петра и Павла, в теплой церкви - правый придел освящен 29 января 1780 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы , левый придел освящен 29 января 1791 г. во имя Св. Василия Великого. Церковь была сломана 8 ноября 1829 г. 
В 1822 г. вместо ветхой деревянной Петропавловской церкви начато строительство каменного храма и закончено в 1829 г. В теплой церкви правый придел был освящен 9 ноября 1829 во имя Покрова Пресвятой Богородицы, левый придел 30 сентября 1833 г. во имя Св. Василия Великого . Холодный храм освящен 11 ноября 1839 г. во имя Вознесения Господня. В 1879 г. холодная церковь была расширена двумя боковыми приделами. На правой стороне престол освящен в честь Св. Великомученика Пантелеймона, на левой стороне - престол не был освящен / в 1913 г./, хотя был поставлен иконостас. В 1906 г. теплая церковь была сломана и упразднены престолы Покровский и Васильевский . Теплая церковь построена вновь , расширена , на северной стороне сооружен пещерный храм с одним престолом в честь Св.Мучеников Флора и Лавра, который был освящен 3 ноября 1908 г.» (из справки ЦАГА УР). 
На сельском кладбище была так же часовня, 1851 года постройки.
В 1908 году приход входило 31 селение (русских прихожан – 1490 и удмуртов в 13 селениях – 4717 человек).

В 1940 г. Вознесенская церковь прекратила свою деятельность. В марте 1948 г. вновь открыта, в 1953 г.- закрыта, в 1955 г. - снова открыта. Окончательно закрыта в 1959 г. на основании постановления Совета Министров УАССР.
Церковь сохранилась, но медленно разрушается.

(автор фото: С. Домрачева)

 

Село Короли
(ныне тоже в Ярском районе Удмуртской республики)

В 1882 году прихожане Святицкой церкви из деревни Короли (Вверх по р. Тымпалке) Юрской волости построили деревянную часовню в память мученической смерти царя Александра II. Часовня освящена и названа «Во имя Пресвятой Богородицы небесной покровительнице русского народа и ныне царствующего державного и августейшего дома, в честь преславного Рождества Ея». 
  Позднее часовню превратили в церковь, которую назвали в честь Архангела Михаила. 
15 января 1886 года указом Священного Синода из деревень Святицкого и Ильинского приходов выделен новый Мало-Королевский приход, включавший деревни по границам современных Фаленского района и Ярского района Удмуртии.
В 1899 году построили новую деревянную однопрестольную церковь того же наименования.
После 1900 года из этого прихода в свою очередь начинается выделяться Мало-Сюрнинский приход с деревнями современного Фаленского района.
В Малых Сюрнах построена в 1907 году церковь. (См. Село Сюрны на этом же сайте).

 После революции село Короли отошло к Удмуртской республике. Дата закрытия Михайло-Архангельской церкви села Малокоролевское по документам Центрального государственного архива УР не обнаружена. В архиве лежат документы по 1941 год.
 Само село сохранилось, но сейчас его название – Новый Путь. Хотя происхождение прежнего названия села, не имеет ни какого отношения к монархии. Название произошло от распространенной в этих местах фамилии Королёвы.

В. Сычев

Фотография церкви с. Короли с сайта http://history-ovk.3dn.ru/

 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Историю сёл Сада, Короли и других сёл соседнего Ярского района Удмурской республики можно так же прочитать на этом сайте:http://sp-18.ru/xramy-yarskogo-rajona/19/