Размер шрифта:
Цвета сайта

"Переброска учительства” в 1924 году или Фалёнский Волком и шкрабы

Типы публикаций: 

 

Как и почему в 1924 г. фалёнские власти сменили руководство Фаленской школы.

играВ ГАСПИКО (бывший областной партийный архив) нашел несколько любопытных документов, иллюстрирующих отношения между партийным руководством Фаленской волости и местным учительством.

Из приводимых документов стало известно, что в 1924 г. - произошла смена руководства Центральной Фаленской школы. Вместо прежнего директора (заведующей) Шевелевой (имя и отчество, к сожалению, не известны) назначили Барсову Софью Васильевну.

Документы, написанные полуграмотным человеком, красноречиво передают отношение новой власти к учительству.

До революции в наших сельских школах преподавали в основном выходцы из духовного сословия, проще говоря, поповские дочки. Причем, многие из них имели среднее (педагогическое) образование, полученное в Вятском епархиальном училище, здание которого и сейчас является частью старого корпуса Кировского пединститута.

В любые времена, кроме обучения грамоте, школа вела и воспитательную работу. Естественно, до 1917 г. в деле религиозно-нравственного воспитания всем преподавателям рекомендовалось быть союзниками законоучителей-священников. Советская власть так же использовала школу и учительство как инструменты своего влияния. Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе идей коммунизма. Осуществляя классовый подход, новая власть начинает “чистку” учительства.

Всвязи с этим впомним, что именно в 1924 г. приказом Наркомпроса запретили обидное название ШКРАБЫ, школьные работники, так в то время называли учителей. В моде были различные абрревеатуры: шкрабы, ВИК, он же Волком, Уком и т.п. Название запретили, а отношение к учителям старой школы осталось прежним. И при оценке уровня их профессионолизма, учитывались зачастую не педагогические способности учителя, а социально-классовая принадлежность и умение “вести общественную работу”, под которой разумеется понималась, в том числе, и антирелигиозная деятельность.

Итак, два документа.

Протоколы Бюро Фаленской ячейки и Волостного комитета РКП (б) за 1924 г.

Большей частью они написаны от руки. Не смотря на то, что под всеми протоколами стоит одна и та же подпись секретаря Ушакова, все протоколы написаны разными почерками. Протокол “о переброске учителей” напечатан на машинке, причем довольно безграмотно: ни единого знака препинания, содержит много орфографических ошибок. Содержание распоряжения о переброске работников написано так запутанно, что сразу и не разберешь, кого и вместо кого и куда назначили.

Грамотность советских и партийных работников была не на высоте, да ведь они и имели, в лучшем случае, всего лишь начальное образование, полученное благодаря подвижническому труду тех самых поповских дочек. И вот теперь они считали вправе решать, кто из учителей “соответствует своему назначению”, полагая главным в педагогике “участие в общественной работе” и классовое происхождение.

Интересен еще факт, что всех учителей и даже себя, членов Фаленского волостного комитета РКП (б), в протоколах принято было записывать только по фамилии, без имен и отчеств. И только для вновь назначаемой заведующей Фаленской школы сделано исключение, она, Барсова Софья Васильевна, оба раза в документе записана с именем и отчеством. И в этом чувствуется особое уважение к ней.

 

Из протокола от 23 сентября 1924 г.

«... 3) Перевод учительницы Бабуриной в Фаленскую школу из Святицкой школы, как члена Волкома ВЛКСМ, которую использовать для женработы [работы среди женщин]1.

Постановили: поручить фракции ВИК пересмореть штаты учительства, сделать необходимые перемещения и неугодных удалить».

Из протокола от 14 октября 1924 г.

«1) Обсуждение кандидатур школьных работников.

Тов. Акулов говорит, часть учителей в пределах волости не соответствует своему назначению, например, заведующая центральной Фаленской школы Шевелева дочь попа, которая не принимает участие в общественной работе. К школьному делу относится плохо необходимо ее уволить и вместо ее назначить Бабурину  [зачеркнуто] Барсову Софью Васильевну которая имеет большой педстаж. Кроме того для пользы дела сделать переброску учительства, а именно из Фаленской школы Князеву в Левановскую школу вместо Князевой взять из Святицкой школы Бабурину вместо Бабуриной в Святицу Фаленской школы ликвидатора [ликвидатор безграмотностиучитель курсов ликбез для взрослых]. Лопатину зачислить в учительницы Фаленской школы, а Колодкину перевести в ликвидаторы.

Постановили: Завед. Фаленской Центральной школы Шевелеву как не соответствующую своему назначению Школьного работника, Ходатайствовать слободским Укомом РКП и Фракцией УОНО уволить и вместо ееназначить Барсову Софью Васильевну. Кроме того в целях улучшения школьного дела произвести переброску школьных работников, А именно Из центральной Фаленской школы Князеву в Левановскую школу, Глазырина в Святицкую вместо назначить ликвидатора Лопатину и из Святицкой Бабурину находящуюся в Леванах Колодкину назначить в ликвидаторы».

Ссылка на источник: ГАСПИКО: ф. 359, оп. 1, д. 2

Изображение – детская игра «Я безбожник, а ты?». Московское издательство «Труд и творчество». Авторы С.Д. Хальский, Т.Н. Евсюкова, 1931 г (http://interros.ru/050053056049124053051048053/)

 

В. Сычев, 2013 г.

1Примечания в квадратных скобках сделаны мной.

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Воспоминания названной выше в протоколе учительницы Бабуриной Ксеньи Александровны читайте на сайте Фаленской школы: http://school.falenki.ru/node/448